Совместный проектный офис открылся с участием представителей министерства транспорта Узбекистана (РУз) и оператора железных дорог этой республики "Узбекистон темир йуллари". С кыргызской стороны в церемонии участвовали правительственные чиновники и руководство госкомпании "Кыргыз темир жолу" ("Кыргызские железные дороги").
Кыргызстан и Узбекистан уже условились разработать и подписать пошаговую "дорожную карту" проекта с указанием конкретных сроков реализации каждого его этапа. К этой договоренности стороны пришли по итогам переговоров в Бишкеке между министром инвестиций, промышленности и торговли РУз Лазизом Кудратовым с заместителем главы правительства КР Бакытом Торобаевым и министром экономики республики Данияром Амангельдиевым.
В данный момент стороны обсуждают формы и порядок управления проектом. Официальные Бишкек и Ташкент планируют провести переговоры с международными финансовыми организациями о привлечении средств в строительство магистрали.
Третья сторона проекта - Китай - тем временем уже занят подготовкой технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Как заявил глава МИД Кыргызстана Жээнбек Кулубаев, в республику уже прибыли двести экспертов и специалистов из КНР, которые занялись непосредственными изысканиями на местах и оценкой предстоящих работ.
Разработку ТЭО ведет Проектно-изыскательский институт Китайской строительной железнодорожной корпорации. Как ожидается, документ подготовят к лету текущего года. Предварительная стоимость проекта оценивается в сумму от трех до пяти миллиардов долларов.
Досье "РГ"
Общая протяженность железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан составит около 454 километров. По территории Кыргызстана пройдет 280 километров магистрали. По оценкам официальных источников, после ввода ветки в эксплуатацию объемы перевозок по ней могут достичь пяти миллионов тонн грузов в год.
Транзитная магистраль, между тем, призвана служить и еще одной миссии. В перспективе она станет частью транспортного маршрута, который соединит Китай со странами Персидского залива, Турцией и европейской сетью железных дорог. Ветка через Кыргызстан позволит сократить путь из Восточной Азии до Южной Европы приблизительно на 900 километров, а время доставки грузов - на семь-восемь суток.