Вместе с частями Красной армии сотрудники советских органов госбезопасности выполняли боевые задания, участвовали в разведке, поимке вражеских шпионов и диверсантов. Кроме того, на огневых рубежах Сталинграда стояла насмерть 10-я стрелковая дивизия НКВД СССР под командованием полковника Александра Сараева, которая на окраинах города первой приняла на себя удар врага. Ценой нечеловеческих усилий и подвига ее бойцов, город удалось удержать до прихода регулярных частей Красной армии.
Сразу после окончания Сталинградской битвы Сталинградское УНКВД совместно с органами контрразведки СМЕРШ начало работу по фильтрации военнопленных, в рамках которой собирались, в том числе, сведения о заминированных немцами территориях. Сам город и его окрестности на многие километры были усеяны минами. Немцы перед наступлением Красной армии уничтожили все документы на установленные минные поля и минированные участки. Таким образом, каждый шаг в уже отвоеванном и мирном городе грозил смертью.
Об этом, в частности, говорится в справке начальника УНКВД по Сталинградской области комиссара госбезопасности 3-го ранга А.И. Воронина от апреля 1943 года: "Силами опергруппы, путем допросов и через специально завербованную агентуру, обработано 50 000 челов[ек] военнопленных, от которых получены показания о расположении минных полей противника, в том числе и ранее неизвестных частям РККА, в связи с тем, что все документы на минные поля немцами были уничтожены".
Всего в результате допросов сотрудниками СМЕРШ было выявлено около 300 минных полей и участков, в которых было заложено до 150 тысяч противотанковых и противопехотных мин. Полученные от военнопленных данные существенно облегчили работу инженерных частей РККА, занимавшихся разминированием.
Также, как отметили в ЦОС ФСБ, после освобождения города сотрудниками Управления наркомата госбезопасности по Сталинградской области были установлены главные виновники в злодеяниях, совершенных в период оккупации. Среди них генерал-майор Пауль Ленинг, который возглавлял немецкую военную комендатуру в Сталинграде. Именно Ленинг, как установили чекисты, являлся организатором грабежей и издевательств над советскими гражданами. По его приказанию расстреливались советские патриоты-партизаны. С санкции коменданта офицеры разведотдела и приданной комендатуре полевой жандармерии чинили зверства над военнопленными Красной армии, коммунистами, бывшим советским активом, евреями и другими "подозрительными" лицами".
"Простые" немецкие солдаты тоже не отличались гуманностью к жителям Сталинграда. Так, в справке начальника Управления НКВД по Сталинградской области комиссара госбезопасности 3-го ранга Александра Воронина от 20 февраля 1943 года говорится: "В октябре 1942 г. в г. Сталинграде оккупанты ограбили квартиру рабочего завода "Красный Октябрь" Зотова Георгия Федоровича, отобрали одежду, продукты питания, посуду и мебель, а его вместе с матерью, женой и двумя детьми в возрасте 3 и 7 лет за оказание сопротивления расстреляли". Также отмечены факты изнасилований, а также ограбления женщин, когда с них снимали платья, туфли, чулки, вплоть до нижнего белья.
"На улицах задерживали и раздевали детей, снимали с них обувь, рубашки, трусы и полураздетых бросали под открытым небом", - отмечено в справке УНКВД.