01.02.2023 05:00
    Поделиться

    Владислав Овчинский - об электромобилях, колбасе и лекарствах, сделанных в столице

    Московская промышленность справилась с негативным сценарием, вызванным уходом иностранных компаний. Такой вывод сделали столичные власти, подводя итоги 2022 года. Что позволяет говорить об этом? И вообще, какое место сегодня занимают заводы и фабрики в городе, которому еще недавно предсказывали судьбу чисто делового, финансового и культурного центра, но уж никак не места для развития различных производств? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владиславом Овчинским.

    Колбаса идет за юани

    Владислав Анатольевич, вопреки пессимистическим прогнозам о том, что промышленность столицы после ухода иностранных компаний встанет, на предприятиях города произошел даже рост производства?

    Владислав Овчинский: Да, причем практически по всем показателям. Хорошими темпами растет индекс промышленного производства. Легпром, пищевые предприятия, микроэлектроника - все закончили год с плюсом.

    Выросла выручка от произведенной продукции, но если это скептики могут объяснить ростом цен и в целом инфляцией, то увеличение отгрузки товаров - бесспорное свидетельство роста московской промышленности. Что еще радует? Повышается инвестиционная активность в сфере промышленности. Под 31 масштабный проект с начала 2022 года город одобрил выделение более 180 гектаров земли, на которых инвесторы построят различные производственные объекты. Они дадут москвичам свыше 19 тысяч новых рабочих мест.

    Признаюсь, в условиях санкций мы очень переживали за несырьевой экспорт. Но сумели быстро переориентироваться с недружественных стран на поставки в дружественные государства. В результате экспорт даже вырос, валютная выручка от нашей продукции не упала.

    И что же Москва сейчас поставляет за рубеж?

    Владислав Овчинский: Московские производители продукции пищевой и перерабатывающей промышленности активно наращивают поставки не только на освоенных рынках дружественных стран, но и открывают новые экспортные направления в Латинской Америке, Восточной Азии и Африке. Наибольшим спросом пользуются столичные продукты питания, в частности макароны, кондитерские мучные изделия. Более того, колбасы, другие продукты из мяса, молочные продукты везем даже в Китай, несмотря на очень жесткие стандарты ко всему, что закупает эта страна для внутреннего потребления. Кроме пищевой продукции на внешних рынках пользуются популярностью косметическая продукция, а именно это средства для макияжа и ухода за кожей и для зубной гигиены. Активнее всего их закупают байеры из стран СНГ.

    "Москвич" и москвичи

    Владислав Овчинский: Единственная отрасль, которая в столице просела, - автомобилестроение. Связано это, как известно, с уходом компании "Рено", завод которой был в Москве локомотивом автомобильной промышленности. Но и ее восстановление сейчас активно идет: прошло всего семь месяцев после рестарта обновленного завода "Москвич", а первые автомобили уже поступили в продажу. Так быстро удалось перезапустить предприятие прежде всего потому, что город сохранил самое ценное - коллектив, квалифицированный персонал.

    У Москвы был немалый опыт в автомобилестроении. Она выпускала в огромном количестве "Москвичи", грузовики… Но это было так давно! Насколько реальны новые планы?

    Владислав Овчинский: Сделаю короткий исторический экскурс. Во времена Советского Союза отрасль состояла из нескольких крупных автозаводов и множества отдельных производств автокомпонентов, разбросанных по всей стране - не только в России, но и в республиках. В начале 2000-х большая часть из них закрылась. Пришедшим в Россию заграничным предприятиям стало дешевле завозить автокомпоненты из Польши, Чехословакии, Венгрии, Китая, даже из Латинской Америки. Сейчас, понимая, что при такой зависимости от Запада, от недружественных стран, нам далеко не уйти, мы в принципе выбрали другую логику - развитие автомобилестроения на территории города и смежных субъектов РФ.

    Действующие производства в программу реорганизации не попадают. Промышленные предприятия модернизируются, но ни в коем случае не закрываются

    Речь еще идет и о том, чтобы сделать Москву столицей электромобилестроения в России?

    Владислав Овчинский: Да, для отработки новых технологий и организации серийного производства легковых электромобилей, электрогрузовиков и электробусов на базе Московского инновационного кластера создан межотраслевой кластер электромобилестроения. Он объединяет 40 научно-исследовательских, производственных и других организаций. Объясню, почему ставку делаем именно на электромобили. От двигателей внутреннего сгорания сейчас отказывается весь мир. Самая видная и понятная причина - экология. Но есть и другие - чисто экономические причины. Создать электромобиль гораздо проще и дешевле. Двигатель внутреннего сгорания - самая сложная часть автомобиля, которая несравненно дороже, чем электрическая батарея. К тому же электромобили гораздо легче и в обслуживании, плюс электричество дешевле само по себе - как его выработка, так и продажа. В результате меньше затрат будут нести не только производители, но и москвичи, которые купят эти машины и будут ездить на них.

    Фото: Сергей Куксин/ РГ

    Москва намерена наладить и производство электрических батарей?

    Владислав Овчинский: Да, создадим на территории города завод, который будет производить основной элемент электромобиля. Пока на территории РФ нет таких полноценных производств с нужным нам качеством. Уже подписано распоряжение правительства Москвы о проведении конкурса среди инвесторов, которые возьмутся за организацию глубокой локализации производства электробатарей как для электромобилей, так и для электробусов. Нам нужно не только капсулирование батарей, но и отечественное производство всех необходимых для их выпуска материалов - катодных, анодных и прочих составляющих. Победители конкурса в свою очередь получат главное - город возьмет на себя обязательство на закупку их продукции в течение гарантированного срока.

    Незаменимых на рынке нет

    Межотраслевой кластер электромобилестроения не первый в столице. Почему именно на кластеры делают ставку столичные власти?

    Владислав Овчинский: Кооперация инвестиций и кадров в рамках межотраслевых кластеров позволяет сформировать полноценные промышленные цепочки, стимулирует компании на поиск новых технологий и выпуск новой продукции. Хороший пример такой работы в Зеленограде - традиционный центр микроэлектроники становится еще и центром фармацевтики. Крупнейшие игроки отечественного фармрынка не просто создают там производственные площадки, но и строят крупные фармацевтические заводы. Первый офсетный контракт с компанией "Биокад" Москва заключила в 2017 году. В сентябре 2020-го он ввел в эксплуатацию на территории особой экономической зоны "Технополис Москва" первую очередь фармзавода, в сентябре 2022-го - вторую. Это позволило нам гарантированно обеспечивать лекарствами тысячи москвичей, в том числе льготных категорий. И это не единственный офсетный контракт, по которому в городе уже создаются собственные химические составы, собственные лекарства. Анализ фармрынка на предмет возможного импортозамещения, проведенный в прошлом году, помог сформировать предложения по новым офсетным контрактам на выпуск еще свыше 80 наименований совершенно разных лекарств, которые требуются для лечения онкологических, кардиологических, неврологических и других заболеваний, которые раньше поставлялись в Москву исключительно из-за рубежа. В самое ближайшее время конкурсы на их локализацию будут объявлены, и я не сомневаюсь, что за короткие сроки в городе появятся новые предприятия по производству нужных горожанам препаратов. Вот почему мы все спокойнее воспринимаем заявления международных фармкомпаний об уходе с российского рынка.

    После ухода "Рено" прошло всего 7 месяцев, а обновленный "Москвич" выпустил уже более 2 тысяч "Москвичей". Фото: Сергей Михеев

    На территории столицы уже работают более 3,5 тысячи производственных площадок, при этом продолжают появляться новые. Что это за предприятия? Находят ли они свою нишу на рынке?

    Владислав Овчинский: Самые разные предприятия - и по масштабу, и по структуре. Москва всегда славилась своей готовностью помочь хорошим предпринимательским инициативам. Есть, например, сервис для локализации производства. Тем, кто хочет организовать свое производство, он помогает арендовать для начала, как правило, небольшую площадку, где можно быстро начать работать.

    Очень часто из таких малых предприятий вырастают средние, а иногда и крупные. На одном из таких я побывал недавно - называть не буду, скажу лишь, что занимается оно пассивной фотоникой - альтернативой микроэлектронике, которая передает информацию световым потоком. Ребята выросли с малого предприятия и фактически на второй год оно стало у них уже средним. Сейчас свою продукцию поставляют не только нашим телекоммуникационным компаниям, но и экспортируют в Латинскую Америку, Африку, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Всего за два с половиной года существования предприятия выручка достигла 5 млрд рублей.

    Почему мы ставку делаем на электромобили? Не только из-за экологии. Создать электромобиль гораздо проще и дешевле

    А Зеленоград, который вы назвали центром микроэлектроники, как чувствует себя в новых условиях? Что он дает городу?

    Владислав Овчинский: Зеленоград был и остается центром микроэлектроники. Здесь размещены не только передовые предприятия отрасли, но также четыре площадки особой экономической зоны столицы, на которых локализованы высокотехнологичные компании. Эти предприятия предоставляют городу и регионам страны необходимую продукцию. Взять хотя бы социальную карту москвича. Раньше чип на ней был импортный, а сейчас наш, сделанный в Зеленограде. Новая карта справляется со своей задачей ничуть не хуже, чем прежняя. На такие заводы, как "Микрон" в Зеленограде, равняется микроэлектроника всей страны. В Москве благодаря его продукции продолжают успешно работать все отечественные производства, которые занимаются выпуском радиоэлектроники, бытовой техники. Раньше необходимую им микроэлектронику покупали за рубежом, теперь поставки из некоторых стран для нас закрыты. Но ни одно предприятие из-за этого не прекратило свою деятельность! Вот оно, то самое импортозамещение, которое внешне можно и не заметить. А взять регулирование автомобильным движением в городе? Все, что создается в Москве для транспортного комплекса, основано на базе отечественных чипов, сделанных также в Зеленограде.

    Была в стране еще одна проблема в прошлом году - с упаковкой. Как Москва справилась с ней?

    Владислав Овчинский: Когда в экономике возникли кризисные явления, Сергей Семенович Собянин большое внимание уделил встречам с руководителями промышленных предприятий. Я прекрасно помню такую встречу на одном из мясокомбинатов, где как раз говорилось об упаковке. Ситуация действительно оценивалась как критическая, тем не менее кризиса не произошло. Почему? Выяснилось, что многие наши производители не видели у себя под боком продукцию, аналогичную той, которую они завозили из-за рубежа. В результате многие просто сменили поставщиков. Но случай возможного дефицита подтолкнул правительство Москвы принять решение о передаче земли под строительство собственного завода по производству упаковки - аналога тетрапака. Инвестор пришел к нам с готовой технологией. С ним заключен договор аренды, ведется проектирование предприятия. Тогда же было принято решение о предоставлении участка и под возведение еще нового завода по производству специй. Для нас важно не только заместить иностранные аналоги, мы хотим быть независимыми даже от дружественных стран и потому локализуем производства, для продукции которых у нас есть емкий рынок сбыта.

    Требуются инженеры-промышленники

    Не могу не спросить, как дела с кадрами в промышленности. Цеха не опустели под влиянием санкций, частичной мобилизации?

    Владислав Овчинский: Как я уже говорил, ни одно предприятие не остановилось, в том числе по причине нехватки сотрудников. При этом кадры были и остаются вопросом номер один для нашей отрасли во все времена. Особенно двух ключевых категорий - прежде всего всегда нужен инженерный состав, а также хорошие специалисты среднего звена. В технические вузы поток абитуриентов в последнее время уже серьезно увеличился. И если еще не так давно все хотели стать юристами и экономистами, то теперь появилась надежда, что будет все больше выпускаться инженеров. Мы со своей стороны активно поддерживаем подготовку инженера-промышленника. С этой целью запущен прекрасный проект "Московская техническая школа", который объединяет на одной площадке предприятия и, как мне кажется, все ведущие федеральные вузы Москвы - МГТУ им. Баумана, МИФИ, Станкин, НАМИ, МГУ и другие. За два года мы в рамках проекта выпустили почти 600 инженеров по технологиям связи и аддитивным технологиям, и эта работа по подготовке прикладных специалистов будет продолжена.

    Пытаемся восполнить и нехватку специалистов среднего звена, потерянных, когда не только в Москве, но и в целом по стране закрывались ПТУ, а вместо них появлялись колледжи, ориентированные на выпуск все тех же юристов и экономистов. Теперь в Москве создаются специализированные колледжи, которые выпускают работников для производства.

    Общее количество занятых в отрасли - 700 тысяч человек - сохраняется?

    Владислав Овчинский: Да, но внутри этого количества происходят два процесса. Первый - роботизация. Недавно я побывал, например, на очень поразившем меня предприятии по выпуску канализационных труб. Есть на территории города и такое. Там практически нет людей. За счет роботизации, конечно, спрос на работников сокращается. Но в то же время повышается потребность в узких специалистах очень высокой квалификации. "Московская техническая школа", о которой я уже говорил, и готовит нам такие кадры. Задачи по подбору необходимых специалистов для промышленных предприятий решает также и созданный в прошлом году Центр поддержки промышленности.

    Сотрудники передают кадровую проблематику, полученную от наших промышленных предприятий, специалистам в центры занятости и взаимодействуют с московскими колледжами. Благодаря такой коллаборации на производства приходят молодые инженеры, которые проходят там практику и зачастую остаются там работать после. Это очень похоже на существовавшую во времена Советского Союза систему подготовки и распределения кадров.

    Столичные предприятия включены в онлайн-путеводитель по промышленному туризму страны. Но Москва и сама активно занимается регулярным проведением акции "Открой#Моспром", в рамках которой москвичи могут своими глазами увидеть, что собой сегодня представляет промышленность города. Чем объясняется такое внимание властей к ней?

    Владислав Овчинский: Проект "Открой#Моспром" мы запустили в 2019 году. За четыре года его участниками стали более 11 миллионов человек. В первую очередь проект знакомит всех желающих - детей, школьников и взрослых - с работой столичной промышленности. Экскурсии позволяют стать частью производственного процесса, увидеть, как производятся товары ежедневного пользования, а также инновационные разработки, например, для ракетно-космической отрасли. Кроме того, гости могут продегустировать сошедшую с конвейера продукцию и принять участие в мастер-классах. Вторая, не менее значимая задача - привлечь молодые кадры. Показать, что современная промышленность - это автоматизированные производства, чистые и модернизированные цеха. А также интересная работа с возможностью карьерного роста и хорошая стабильная зарплата - в среднем она составляет 86 тыс. рублей. Однако предприятия по-прежнему испытывают нехватку специалистов, им нужна молодежь. Промышленные компании ищут специалистов разных направлений: инженеров-механиков, технологов пищевого или швейного производства, химиков фармацевтического производства, агрономов и IT-специалистов.

    Реновация, которая пять лет назад началась в столице, все больше захватывает не только жилые районы, но и промышленные зоны. На территориях прежних фабрик и заводов строятся жилье, объекты соцкультбыта, разбиваются парки и скверы, ну и где-то там деловые и офисные центры. Вас не пугает, что это ограничивает возможности для развития промышленности и в конечном счете приведет к уменьшению рабочих мест?

    Владислав Овчинский: Абсолютно не пугает. Градостроительное регулирование в городе очень сбалансированно. Действующие производства в программу реорганизации не попадают. Промышленные предприятия модернизируются, но ни в коем случае не закрываются. Ключевая задача реновации промзон - создать не только производственный потенциал, но и сделать территорию удобной для жизни. Разве это нормально, когда человек добирается два - два с половиной часа от дома до работы с одного конца Москвы на другой?

    Для города лишняя нагрузка на транспортную инфраструктуру, да и предприятию нет пользы от уже уставшего с утра сотрудника. Московский антикризисный пакет, адресованный реальному производству, насчитывает порядка 80 мер поддержки. Какие из них, на ваш взгляд, оказались самыми полезными?

    Владислав Овчинский: В самом начале кризиса, когда резко выросла ключевая ставка ЦБ, самой востребованной была мера поддержки оборотного кредитования. Город тогда начал помогать в компенсации части процентных ставок для кредитов на оборотку. Очень многие промышленники благодаря этому вовремя платили своим работникам зарплату и поддерживали ликвидность предприятий. Когда ситуация стабилизировалась, глава города принял мудрое решение перевести финансовые ресурсы помощи бизнесу в развитие производственных мощностей. Поэтому во второй половине прошлого года самым популярным видом финансовой помощи стало инвестиционное кредитование, что дало импульс для реализации новых проектов и развития промышленных площадок.

    Фото: Инфографика "РГ"

    Подводя итог, как бы вы, Владислав Анатольевич, сформулировали главную задачу, которая стоит перед московской промышленностью в 2023 году?

    Владислав Овчинский: Прошлый, 2022 год прошел для нас под лозунгом: "Мы инвестируем в будущее". Но это будущее - 2023 год - уже наступило. Значит, самое время ждать отдачи от сделанных вложений.

    Визитная карточка

    Владиславу Овчинскому 35 лет. Руководителем департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы он назначен меньше года назад - в марте 2022-го. До этого четыре года возглавлял Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города.

    Журналистам запомнился тем, что в борьбе с самостроем запустил робособаку, которая выявляла незаконные постройки быстрее любого инспектора.

    Представляя его в новой должности, Владимир Ефимов, заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, рекомендовал его как эффективного руководителя. А его умение использовать современные технологии и искусственный интеллект, по мнению заммэра, очень пригодится сейчас, когда в столице разворачивается масштабная работа по импортозамещению.

    Поделиться