"Банкон" - предприятие Всероссийского общества слепых, один из крупнейших в России производителей жестяной тары. 120 из 220 работников - инвалиды. Часть из них подвозят к проходной на служебном автобусе, остальные добираются пешком и дважды в день пересекают дорогу в одних и тех же местах.
Перекрестки обустроены так, что попасть под колеса рискуют и зрячие. Например, путь к автобусной остановке пролегает по проезжей части. В одном из направлений машины останавливаются прямо на "зебре", чтобы иметь достаточный обзор перед поворотом. Пешеходам приходится лавировать между автомобилями и перебегать дорогу наискосок. Человек со слабым зрением на это не способен: он движется медленно, обстукивая тростью препятствия и проверяя по памяти направление.
- Расстояние для перехода довольно большое. Транспорта много: рядом железнодорожный и автовокзал, большой семейный магазин. Знака "Слепые пешеходы" нет. Раньше светофор был говорящим, отсчитывал время. Это было удобно: если незрячий человек понимал, что осталось, допустим, пять секунд, то он и не начинал движение через дорогу. Теперь аппарат просто пищит, - объяснила директор "Банкона" Наталья Сафонова. - За последний год по пути на завод сбили трех пешеходов, одна наша сотрудница получила сложный перелом и собралась увольняться...
Светофоры часто ломаются, а говорящие устройства на них практически не работают, добавили вязьмичи с инвалидностью по зрению.
- Когда поднимаем вопрос, вроде приезжают специалисты, что-то делают. Но очень много жалоб на то, что на перекрестке гудит со всех сторон и инвалиды не могут определить, в какую сторону надо двигаться. Ведь незрячий идет на звук! - отметила председатель Вяземского районного общества слепых Ольга Атаманкина. - Пока зеленый горит, светофоры свистят, а в конце звучит предупреждение: "Время перехода заканчивается".
Нередко оно застает инвалидов посреди дороги. Слыша с обеих сторон автомобильные двигатели, от страха люди теряются и сбиваются с курса, могут случайно пойти прямо на машины.
В 2019 и 2020 годах заводчане обращались в разные инстанции, прося решить проблему с настройкой светофоров. Во время пандемии было не до того, теперь люди вновь надеются привлечь внимание к своей ситуации. По поручению смоленского губернатора в Вязьме побывали общественники из ОНФ - прошли с незрячими сотрудниками весь путь от дома до предприятия, зафиксировали все проблемные места.
В идеале на перекрестках у "Банкона" нужны светофоры с кнопкой, чтобы зеленый загорался по требованию. Оставляют желать лучшего дорожное покрытие на проезжей части и тротуарах, полное или частичное разрушение бордюров, отсутствие ограждений вокруг деревьев возле пешеходных переходов, которыми пользуются инвалиды по зрению.
- Зрячие люди не понимают, что необходимо слепым. Мы требуем от представителей "Смоленскавтодор" относиться к настройке и установке светофоров с особой осознанностью. Им было бы полезно поставить эксперимент - пройти с завязанными глазами по маршруту, который каждый день преодолевают инвалиды, и самим оценить "удобство" перехода перекрестков на звук. Говорящие светофоры в Вязьме необходимы для безопасности всех участников дорожного движения. Раз до "умного" города нам еще далеко, давайте постараемся сделать его добрым, - подчеркнул координатор проекта "Безопасные качественные дороги" в Смоленской области, активист регионального отделения ОНФ Николай Яров.
Сергей Ковнерев, председатель Смоленского областного отделения Всероссийского общества слепых:
- Для создания доступной среды очень важно, чтобы заработала система. Чтобы объекты светофорного регулирования проверяли хотя бы раз в квартал - вместе с представителями общества слепых. И если где-то что-то не работает, донастройку надо делать при них же. Как гласит Конвенция ООН о правах людей с инвалидностью, "Ничего для нас - без нас"!