"Наверное, самый оптимистичный из всех балетов", - определил его дирижер-постановщик Феликс Коробов. В основе сюжета - комедийный эпизод из романа Сервантеса: путешествующий Дон Кихот встречает парочку влюбленных - Китри и Базиля, которым не дают обвенчаться. В простушке Китри он видит прекрасную Дульсинею, но, когда она отвергает его ухаживания, ничуть не обижается и даже заставляет отца девушки выдать ее за того, кого она выберет сама. Потом благородный идальго попадает в цыганский табор, героически борется с ветряной мельницей, видит фантастические сны, становится гостем герцога и свадебным генералом на пиру. Никаких трагедий и потерь, все огорчения быстро сменяются весельем, перед зрителем словно вращается калейдоскоп, составляя узоры из колоритных тореадоров, цыган, амуров и дриад.
Знаменитая постановка впервые была показана в Большом театре в 1869 году. Осевший в России австриец Людвиг Минкус, успевший поработать капельмейстером в крепостном театре князя Николая Юсупова-младшего и скрипачом в оркестре, написал искрометную музыку на основе национальных танцев. А великий француз Мариус Петипа придумал череду хореографических номеров, перемежающихся пантомимой. В 1900-м свою редакцию подготовил другой известный балетмейстер Александр Горский, сделав сюжет более связным и игровым. При этом в партитуру добавились фрагменты сочинений других авторов. Еще через 40 лет в спектакле стараниями Касьяна Голейзовского появился вставной "Цыганский танец". Музыку к нему написал молодой (и, увы, проживший всего 32 года) композитор Валерий Желобинский - к слову, уроженец Тамбова.
- В новой постановке балетмейстер Андрей Меланьин сохранил хореографическое наследие Петипа и Горского. В то же время здесь представлены танцы, сочиненные специально для воронежской редакции. Одна из оригинальных находок Меланьина - "Цыганская сюита", появление которой стало возможным благодаря потенциалу наших артистов, - отметил худрук Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин.
"Дон Кихот" позволил солистам не только продемонстрировать отточенную технику, но и попробовать себя в роли характерных актеров. Юлия Непомнящая и Марта Луцко по-разному трактуют характер Китри, Михаил Ветров и Иван Негробов словно соревнуются, чей Базиль выйдет более ловким и изворотливым. Цыганка в исполнении хрупкой Дианы Кустуровой получается неожиданно нежной и сдержанной. Ну а заглавную роль попеременно исполняют артист балета Александр Меркулов и... заведующий оперной труппой, бас Артем Борисенко. Дон Кихот в спектакле, конечно, не поет, да и пируэты ногами не выписывает. Обходится драматическими средствами.
Более высокий, чем обычно, темп, заданный дирижером в воронежском "Дон Кихоте", ставит перед оркестром сложную задачу. С каждым показом музыкантам приходится расти над собой - и для публики это еще один весомый повод оценить премьеру. Возможно, даже в обоих составах.
прямая речь
Феликс Коробов,
дирижер-постановщик, народный артист России:
- Это наше второе (после "Свадьбы Фигаро") крупное сотрудничество с Воронежским театром оперы и балета. Очень рад, что оно состоялось. "Дон Кихот" - яркий, красочный, совершенно чудесный спектакль с массой традиций, невероятным настроением. Наша российская (советская) версия этого балета отличается от, допустим, версии Нуриева или западных постановщиков тем, что это не литературная история про Дон Кихота и Санчо Пансу, а, по большому счету, радостный вечер, ревю, просто праздник - от первой ноты до последней. И, несмотря на то что отношение к балетной музыке, тем более к ранней, предвзятое, здесь партитура фонтанирует красками. Это жизнеутверждение, удовольствие и хорошее настроение для публики и для артистов.