Здесь время не властно над ритмами жизни и признаками смерти: обозреватель "РГ" побывал в буддийском дацане

От столицы Бурятии Улан-Удэ до духовного центра российского буддизма - Иволгинского дацана - 30 км серого асфальта. Проехав которые, попадаешь в другой мир. В мир тишины и мудрости.
gordburyatia.ru

Темные, рубленные из бруса дома, как в далекой деревне, красные барабаны, которые надо крутить рукой и верить, что твои желания сбудутся. Храмы здесь называют дацанами. Они яркие, небольшие, похожие на пагоды. В них живут золоченые статуи Будды, за порядком наблюдают зоркие ламы.

Прием у тибетолога

Между яркими храмами-дацанами деревянные, крестьянского вида дома. Тетрадный листок с лаконичной надписью шариковой ручкой "Прием" трепыхался на ветру на дверях одного из домов. Захожу. В тесной прихожей вкусно пахло жареным мясом, бритоголовый крепыш колдовал на куцей кухне.

- Что у вас сегодня на обед? - не выдерживаю я.

- Конина с луком жаренная, помощник вон обед готовит, - отвечает лама Чингис.

Я не признаюсь, что журналист, прошу провести диагностику и подсказать в некоторых вопросах моей "физики". Лама усаживает меня на стул, просит снять часы, долго и внимательно слушает пульс на обеих руках. Затем просит показать язык, задает пару вопросов про аппетит и сон.

Лама называет себя тибетологом, тибетской медицине учился в Китае шесть лет.

- Слабая поджелудочная железа у вас и есть несварение желудка, - выносит лекарь-тибетолог свой вердикт.

Предлагает травы для лечения. Соглашаюсь. За его спиной длинный, на всю стену шкаф, уставленный пузатыми бутылями с сушеными травами. Несколько мерных ложек снадобья ловким движением оказываются в двух пакетах. Которые лама подписывает на манер тюремного фельдшера: "Это от желудка", "Это для поджелудочной".

За 15 минут приема просит 5 тыс. рублей и ни копейкой меньше. Нехотя расстаюсь с хрустящей пятитысячной. Травяная консультация ламы-тибетолога дороже приема столичного профессора медицины!

Страдания вытесняет мудрость

Главный корпус буддийского университета трехэтажный, с гулкими лестницами. Аскетизм выглядывает из всех углов: побеленные известью стены, щербатые ступеньки. Ректор Дымбрыл Дашибалданов: 48-летний, ясноглазый, вдумчивый. Он - десятый ребенок в семье чабана. Юношей уехал в один из буддийских монастырей Индии на долгих 16 лет.

- Я приехал туда малознающим, а уехал более-менее знающим жизнь человеком. Именно там я понял, почему так несправедлив мир, - говорит.

Дымбрыл убежден, что все наши счастья и несчастья - это плоды прошлых жизней.

- Каждый из нас живет согласно своим деяниям, ранее совершенным. Те, кто получает много, совершили много хорошего, доброго в прошлых жизнях, - поясняет ректор.

Буддийский университет Иволгинского дацана - единственный в России. Здесь философию жизни постигают более сотни студентов. Быт будущих философов как в отдаленном селе: на территории дацана 50 деревянных домов, в каждом живут лама и два-три ученика. Ученики кроме учебы зимой топят печь, колют дрова, следят за порядком в доме. Многие ламы не приняли монашеские обеты, поэтому часто ночуют у себя дома, за монастырской стеной.

Дымбрыл Дашибалданов: Наши счастья и несчастья - плоды прошлых жизней. Фото: Роман Щербенков

Артем Соснин - 32-летний дизайнер из Санкт-Петербурга.

- Я здесь учусь восьмой год, ламой не буду, у меня есть родители, любимая девушка. Вернусь в Питер, буду работать дизайнером, а здесь я исключительно для саморазвития, - поясняет он свой "бурятский" период жизни.

Говорит, что университет и дацан дают студентам кров, трехразовое питание и неограниченную возможность для духовных практик и саморазвития.

За долгие годы учебы Артем научился здесь главному. Он избавился от моральных переживаний и страданий.

- Я перестал страдать. Понимаете, страдания - это процесс ума. Его можно прекратить другим процессом - мудростью.

Нетленный лама

Главная святыня Иволгинского дацана, необъяснимое чудо всего буддийского мира - нетленный лама Итигэлов.

Даши-Доржо Итигэлов был известной религиозной фигурой в дореволюционной России, встречался с цесаревичем Николаем, был награжден высшим орденом Монголии. В родной Бурятии его почитали за святого. В 1927 году лама ушел в нирвану в окружении учеников, которые услышали его последние слова: "Вы навестите мое тело через 75 лет".

Через 75 лет буддийский мир обомлел - тело ламы Итигэлова оказалось нетленным. С 2007 года тело пребывает в Иволгинском дацане. Для него построили специальный дацан, он стал святыней.

- Никто его не бальзамировал, мы даже не знаем, что это такое. Два стекла от пыли, чтобы грязь меньше попадала. Вот и все! Для меня он живой. Температура его тела на четыре градуса выше температуры окружающей среды. Мы дважды в год меняем на нем одежды. Он как спящий человек, - говорит мне лама Зарикто.

Зарикто своими глазами видел, как у ламы Итигэлова до сих пор сгибаются суставы, включая самые мелкие. Прекрасно сохранились зубы и ногти. Послушание ламы Зарикто - следить за порядком и чистотой в дацане святого. В девять утра открывают двери для всех желающих, в пять вечера закрывают. Распорядок здешней жизни вечен, как бурятская степь.

- Я в чудеса особо не верю, но когда захожу к ламе, всегда думаю, что надо побыстрее уйти. Я по сравнению с ним очень мало что сделал. Мне кажется, что я не достоин быть долго рядом с ним, - рассуждает ректор буддийского университета Дымбрыл Дашибалданов.

Паломники к нетленному ламе идут ежедневно, десятками и даже сотнями. Люди зажигают свечи, многие становятся на колени. Каждый просит о самом сокровенном. Рассказов и былей о чудодейственной помощи буддийского святого тысячи. От некоторых подробностей кровь стынет. Рассказы о том, как фотографии ламы сберегали от пули, пожара и смертельной болезни, в Бурятии можно услышать на каждом шагу. У многих принято перед любым заметным делом съездить в дацан, попросить помощи у святого ламы. Посоветоваться с ламами не святыми, но близкими и понятными. Которым доверяешь.

Феномен

Про ламу

Лама Даши-Доржо Итигэлов - один из наиболее известных буддийских подвижников. Родился в 1852 году, прекратил земную жизнь 15 июня 1927 года.

Был похоронен в кедровом кубе в позе лотоса. В сентябре 2002 года его нетленное тело было перенесено в Иволгинский дацан. Лама Итигэлов считается святым в буддийском мире, ежегодно ему поклоняются десятки тысяч паломников со всего мира.

Фото: aginskoe24.ru
Экспертиза

Виктор Звягин, заслуженный врач РФ, заведующий отделением идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы:

- По разрешению буддийских властей Бурятии нам предоставили 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы ногтей Итигэлова. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.

Справка "РГ"

Иволгинский дацан считается центром российского буддизма, открыт в мае 1945 года постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР. Большинство храмов-дацанов и домов для лам было построено в 70-е годы. С 1991 года на территории дацана действует буддийский университет, на четырех факультетах которого учится больше ста студентов. Полный курс обучения - восемь лет.

Фото: Роман Щербенков

Иволгинский дацан считается официальной резиденцией главы буддистов России. Здесь ведутся службы в девяти дацанах, работают гостиница для паломников и музей монастыря. Монашество приняли не более четверти всех лам дацана, но как-то повышать этот показатель никто не намерен.