В Красноярске поставили оперетту Жака Оффенбаха "Синяя Борода"

Оперные театры всего мира при всех своих строгостях и академизме нет-нет, да и бросают заискивающий взгляд в сторону "легкого жанра", где в отличие от оперы попытка обретения счастья героями не стоит никому жизни, и в финале льется не кровь, а шампанское. "Во глубине сибирских руд" выбор пал на не самую известную оперетту "Синяя Борода" знаменитого Жака Оффенбаха по инициативе режиссера-постановщика Сергея Новикова, работавшего над спектаклем в тандеме с художником Марией Высотской и хореографом Максимом Недолечко, место за дирижерским пультом занял Александр Юдасин.
Этот спектакль о магнатах кинобизнеса и девчонках, ищущих личное счастье в лучах софитов.
Этот спектакль о магнатах кинобизнеса и девчонках, ищущих личное счастье в лучах софитов. / Евгений Корюкин / Красопера

Оффенбах - абсолютно уникальная фигура: немец, родившийся в Кельне в 1819 году, вошел в историю как французский композитор - основоположник и наиболее яркий представитель именно французской оперетты и парижского мифа. Но автор более сотни партитур мечтал о славе великого оперного композитора, и в конце жизни он все-таки создал одну-единственную, но феноменальную оперу - "Сказки Гофмана", премьеру которой ему не довелось увидеть, но она обессмертила его имя.

Но его самые знаменитые оперетты очень любимы до сих пор, ибо ему удалось выпустить "моцартовскую мудрость на парижский бульвар". Его называли "Моцартом Елисейских полей", а оперным театрам и сегодня нравится ставить оперетты французского немца. Часто его сочинения определяют на афише как "опера-буфф".

В свое время оперетту "Синяя Борода" Оффенбаха сделал знаменитой Вальтер Фельзенштейн, поставив ее на подмостках "Комише Опер".

Но дело в том, что оперетта - это жанр не просто современный, а актуально-сатирический, поэтому использование канонического либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви, в основе которого французская народная легенда о коварном муже, записанная Шарлем Перро (впервые была представлена в феврале 1866 года на сцене парижского театра "Варьете"), или текст известного советского драматурга Юрия Димитрина было просто невозможно. Потому что, если оперетта не чувствует пульса времени, то неизменно на сцене возникает призрак пошлости.

И по просьбе Сергея Новикова поэт Ольга Ершова с использованием фрагментов пьесы Елены Гальпериной и уже упомянутой работы Юрия Димитрина написала новейшую версию либретто, из которого даже можно узнать, что сегодня в нашем кинопрокате лидирует "Чебурашка". В тексте без особых литературных изысков много легкого юмора и, самое главное, светлого романтического настроения, дарящего веру в лучшее. И сюжет, конечно, не о королевских особах и крестьянке, а магнатах кинобизнеса и девчонках, ищущих личное счастье в лучах софитов. А спектакль в целом - это изящное воспоминание о некоторых из любимых кинофильмов.

Открывается занавес, и тут же возникает мимолетное воспоминание о "Весне" Григория Александрова, которое сменяется "Шербурскими зонтиками" Жака Деми. Но основную драматическую коллизию составляет парафраз на "Красотку" Гарри Маршалла. А окончанием становится финальная реплика из "Иронии судьбы" Эльдара Рязанова.

Все образы легко читаемы, но артисты не только немного калькируют знакомых киногероев, но и наполняют их собственной индивидуальностью. Пара главных героев Синяя Борода (Денис Гречишкин/Севастьян Мартынюк) и Булотта (Виктория Кангина/Екатерина Лукаш) очень гармонична в обоих составах. Исполнителям второго плана, от которых, быть может, требуется чуть больше свободы в разговорных диалогах и танцевальных движениях, выглядят чуть более скованно, но не менее воодушевленно. И для всех певцов очень нужна более основательная поддержка от дирижера Александра Юдасина, который уж слишком увлечен нарочито медленными темпами, категорически противопоказанными оперетте.

Если оперетта не чувствует пульса времени, то на сцене неизменно возникает призрак пошлости

Конечно, музыку "Синей Бороды" не назвать великой и даже просто шлягерной. Понимая это, Сергей Новиков, для которого это уже третья постановка в Красноярском оперном (прежде были "Лакме" Делиба и "Опричник" Чайковского), в середине спектакля мудро делает роскошный вставной номер - звучит "Баркарола" из "Сказок Гофмана"... И тут опера красиво напоминает о своих правах в этом доме.

Кстати

В репертуаре наших оперных театров сегодня можно найти сразу несколько оффенбаховских оперетт: на Камерной сцене Покровского Большого театра идет "Перикола", в "Геликоне" есть "Орфей в Аду" и "Остров Тюлипатан", а недавно в стенах Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко появился "Робинзон Крузо", а в Башкирском оперном театре - "Герцогиня Герольштейнская". А вот "Синей Бороды" не было давно.