Спектакль под вопросом
В министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана утверждают, что нехватку квалифицированных административных кадров испытывают все театры Кыргызстана. Но если у столичных есть хоть какая-то возможность решить эту проблему, то региональным она не под силу.
- Старая система управления не дает должных результатов, - сетует заместитель директора Чуйского областного театра имени Шаршена Термечикова Нишан Жээналиева. - Но ведь новой у нас никто до сих пор не придумал. Да и делать это некому. В Кыргызстане нет педагогов, которые бы готовили специалистов по таким направлениям, как театральный менеджмент, маркетинг, да и с продюсированием сложно. Организовать гастроли даже внутри республики стоит огромных трудов. Между тем сегодня важно не только заинтересовать зрителя, но и сделать так, чтобы наша национальная театральная культура была узнаваема в мире и набирала популярность.
С коллегой из региона согласен и директор Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева Алмазбек Истамбаев.
- Как ни больно это признавать, но мы сейчас занимаем последнюю позицию среди всех театров Центральной Азии по популярности, - заявил Алмаз Истамбаев. - У нас нет должности генерального продюсера, тогда как эта позиция очень нужна, как и отделы маркетинга и продаж. Театрам могли бы помогать меценаты, однако закон "О меценатстве и благотворительной деятельности" не работает. Документ, я напомню, предусматривал определенные государственные гарантии людям, оказывающим поддержку культуре, но пока в полной мере его нормы не действуют. Думаю, если бы власти относились к меценатству иначе, положение театров не было бы столь плачевным.
Сегодня профессиональные музыкально-драматические театры есть в каждой области Кыргызстана. Некоторые были созданы еще до революции 1917 года, но подавляющее большинство образовалось позже - при СССР. К сожалению, после распада Советского Союза государственная поддержка культуре оказывается в мизерном объеме. Труппы многих театров ставят спектакли и пытаются привлечь зрителей практически на одном энтузиазме. О поездках в гастрольные туры, конечно же, приходится только мечтать.
Путь к аншлагу
Новость о приезде специалистов ГИТИСа в театрах республики приняли с большим воодушевлением. Для участия в работе продюсерской лаборатории в Бишкек приехали руководители всех без исключения региональных театров.
По словам декана продюсерского факультета ГИТИСа Павла Скворцова, решение организовать в Кыргызстане продюсерскую лабораторию приняли еще летом 2022 года. Более полугода назад на побережье Иссык-Куля преподаватели вуза провели мастер-классы по сценическим движению и речи, актерскому мастерству, режиссуре и многим другим дисциплинам.
- К нам поступил запрос на проведение занятий по специальной программе театрального управления, - рассказал Павел Скворцов. - Необходимость в подготовке административных кадров кыргызских театров всплыла летом. Поэтому ГИТИС и минкультуры КР договорились о сотрудничестве. Наша продюсерская лаборатория - образовательная программа, которая помогает театрам развиваться, сохраняя при этом индивидуальность. Такие же мастер-классы мы проводили в ряде регионов России, а также в Азербайджане. Везде опыт оказался удачным.
Курс больших возможностей
Работать с администрациями культурных учреждений КР гитисовцы начали не с проведения привычных мастер-классов. Первым делом московские гости познакомились с театральным рынком республики.
- Мы попытались понять особенности регионов, а также обстоятельства, в которых развивается культура, так как это самое важное, - пояснила преподаватель кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИСа Елена Симурзина. - Наша группа подготовила специальные презентации на самые разные темы театрального менеджмента, чтобы дать обзор всех проблем: фандрайзинг, маркетинг, управление продажами и выстраиванием системы их увеличения, эволюция билетного рынка. То есть о том, чем сегодня живут современные театры. Не менее важно было понять, на какой стадии развития находится театральное искусство в Кыргызстане и какие инструменты для его развития будут наиболее действенными. Например, рассматривались автоматизация билетного стола, позволяющая составить отчет, который необходим театру, план продаж, продвижение в соцсетях, различные способы привлечения зрителей и реализации большего количества билетов.
По словам Елены Симурзиной, сегодня театры нуждаются не только в классическом репертуаре, но и индивидуальных проектах, которые соответствуют духу времени. Такие идеи нуждаются в продвижении.
Курс лекций доцента кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств Александры Князевой, в свою очередь, касался креативного продюсирования, создания театрального бренда и проектного менеджмента. Услышанное от нее стало для руководителей региональных театров КР настоящим открытием.
- Многое из того, что я узнала во время мастер-классов, было для меня ново и интересно, - поделилась с корреспондентом "РГ" директор Джумгальского музыкально-драматического театра имен Калыка Акиева Аида Абдыкеримова. - Думаю, что практические вещи вполне применимы и у нас. К примеру, мы подготовили проект проведения детского дня в театре. Я показала сценарий специалистам ГИТИСа и получила от них массу рекомендаций. С их помощью проект станет не разовой акцией, как планировался изначально, а традицией.
По словам Александры Князевой, проблема привлечения зрителя остро стоит не только в Кыргызстане, и ее решение во многом зависит от того, какой метод выберет театр.
- В Советском Союзе организация театрального дела была заточена под плановую экономику, - подчеркнула Александра Князева. - В СССР действовала система, которая стимулировала театральное развитие в регионах. Существовали бюро организации рабочего зрителя и бюро организационно-концертной деятельности, и за ними театры были как за каменной стеной. Когда же СССР распался, театрам надо было зарабатывать деньги самостоятельно. Но как? Сегодня театр существует в рыночных условиях, соответственно изменилась и структура хозяйствования. Театрам самим необходимо позаботиться о привлечении зрителей и способах выживания в конкурентной среде. Кроме того, у аудитории изменились приоритеты. Люди в первую очередь стали заботиться о себе, а уж потом о билете в театр. Естественно, начался отток публики. Одновременно с этим стало устаревать оборудование. Актеры теряли форму, менеджерский сектор практически не развивался. Ведь театр существует только тогда, когда есть зрители. Поэтому сейчас вопрос стоит так: как сейчас сделать его модным? Если в крупных городах таких возможностей больше, то в регионах надо очень постараться, чтобы люди отвлеклись от экрана телевизора и пришли в зрительный зал.
Для того чтобы лично поприсутствовать на занятиях творческих школ, летом 2022 года в Кыргызстан прилетел ректор ГИТИСа Григорий Заславский. В интервью Центрально-Азиатскому представительству "Российской газеты" ("РГ- Неделя - Киргизия" от 3 августа 2022 года) он отметил, что "у национальных театров много особенностей, причем интересных". Мешает же развиваться театральному искусству банальная нехватка кадров.
А в декабре 2022 года творческая команда выпускников в Государственном театре русской драмы имени Чынгыза Айтматова поставила "Сказку о царе Салтане" в новом формате. Спектакль имел оглушительный успех, особенно у маленьких зрителей.
Вместе с тем
Второй семестр работы продюсерской лаборатории пройдет летом 2023 года.