"Зря смеетесь. Между прочим, "Взрывные котята" - веселая, добрая игра и очень смешная, при этом несложная", - объясняет мне администратор и сооснователь клуба Филипп Ларин. Он прошел путь от школьника-любителя до человека, который практически живет в мире настолок, как их еще называют.
- Мне было лет 14, когда друг принес в школу игру Magic: The Gathering. Нет, я знал, что существуют настольные игры, такие как "Монополия" или "Колонизаторы", но это была совсем другая игра - сложная, совершенно непонятная, которая выглядела очень круто. И все. Я пропал, - вспоминает он. - Тогда еще не было интернета, но в журнале "Мир фантастики" мы с другом прочитали, что существуют места, в которых собираются такие же фанаты. Многие из тех клубов позже закрылись, а этот нам удалось спасти. Мы сохранили у себя все старые настолки, и сейчас у нас репутация клуба, в котором можно поиграть буквально во все.
Игры бывают разные - от карточной на час до сложной на целый день. Но это развлечение не для новичков. Филипп объясняет:
- Вы с друзьями два месяца договариваетесь, в какой день соберетесь. Ищете место. Можно в клубе, но лучше, чтобы это была чья-то квартира. Вам понадобится час только на то, чтобы разложить все содержимое массивной коробки, которая весит от 5 до 7 кг. А дальше в течение 12 часов вы теряете и находите друзей... И так вы несколько лет играете в базовую версию, потом покупаете дополнения... У настольных игр есть понятие "реиграбельность" - насколько интересно в нее играть потом. Все большие настолки, как правило, обладают очень большим потенциалом. Например, мы с друзьями лет 15 играем в "Сумерки империи", но, правда, не очень часто. Садимся за стол в 11 утра, а встаем ближе к полуночи.
По словам Филиппа, рынок настольных игр стремительно растет уже больше 20 лет - с тех пор, как он стал достаточно заметным, чтобы по нему начали проводить сбор статистических данных. Если раньше игроков было меньше, и это было "избранное" сообщество единомышленников, то сегодня и случайные люди находят клуб в интернете по названию понравившейся игры или проводят в нем вечеринки. Некоторые заезжают купить игру в подарок на день рождения. В последние годы в России появилась культура игры в настолки. 20 лет назад прийти в гости и получить приглашение поиграть было редкостью. Сегодня же это в порядке вещей. Множество людей хранят дома по несколько коробок с играми, некоторые обмениваются ими, продают и покупают на специальной барахолке.
Популярность настольных игр растет не только в России. В конце декабря американская The Washington Post сообщила, что сейчас для них настал "золотой век" во всем мире. Рынок настольных игр, по разным оценкам, составляет от 11 до 13 млрд долларов и, по прогнозам, в ближайшие 5 лет вырастет на 7-11%. По данным исследовательской компании NPD Group, продажи игр в минувшем декабре по сравнению с аналогичным периодом 2019 года выросли на 28%. А веб-сайт BoardGameGeek, регистрирующий каждую появляющуюся игру, сообщает, что ежегодно выпускается более 3 тыс. настолок.
Пережила индустрия и пандемию, в том числе локдаун, который делал встречи в клубах невозможными. "Как только были сняты карантинные ограничения, наш зал снова был переполнен, - говорит Филипп. - Несмотря на все меры предосторожности, на требование сидеть в масках и пользоваться санитайзерами, люди хотели играть. Посидев несколько месяцев на карантине, они поняли, как важно живое общение".
Юрий Ямщиков, основатель студии разработки настольных игр "PRO геймдизайн":
- Настольные игры - довольно широкое понятие. Они зародились вместе с человеческой цивилизацией, по-разному проявляясь в разных культурах. Мир современных настольных игр весьма разнообразен - есть настолки для детей, есть семейные, в которые детям не сложно, а взрослым интересно. Есть простые и веселые игры для молодежных компаний, есть сложные - для опытных и матерых. Существуют игры, описывающие реальные исторические события или явления, а есть те, действие которых происходит в вымышленных мирах, например в киновселенных или в творениях писателей. Разных игроков привлекает в настолках разное: эмоции, переживаемый опыт, общение, интеллектуальный вызов, который дает игра или соперники. В настольные игры играют дома с семьей, в антикафе с друзьями, бывают даже специальные кемпы - выезды за город на выходные или даже на несколько дней ради того, чтобы поиграть в хорошей компании. Некоторые кемпы набирают десятки участников. Увлечение настольными играми в России стабильно растет последние лет 20, сейчас на предзаказах они собирают миллионы, а иногда даже десятки миллионов рублей.
Настольная игра - это набор компонентов и правил. Компоненты определяют ее внешний вид, правила - суть игрового процесса. Среди компонентов можно встретить фишки, карты, жетоны, кубики, тайлы (плитки из картона), игровые поля, фигурки персонажей, иногда большие и детализированные. Правила описывают стартовую раскладку, ход игры, условия ее окончания и определения победителя. Игры бывают соревновательными и кооперативными. В первом случае игроки соревнуются друг с другом, во втором - вместе борются против игры. Есть и соло-игры для одного игрока.
- В чем секрет их популярности?
- Это возможность получить опыт, который сложно приобрести в реальной жизни. Пускаться в опасные приключения, строить города, создавать империи или даже просто выращивать виноград для создания изысканных сортов вина - все это можно с легкостью и удовольствием делать в играх без сопутствующих сложностей и проблем. Плюс это возможность самовыражения, это живое общение, этакий "цифровой детокс". Важно и то, что это недорогое развлечение. Если разделить цену игры на число игроков, а тем более - на число сыгранных партий, то почти всегда получается сумма, которая гораздо меньше билета в кино или даже чашки кофе.
1. Монополия, 1934 г.
2. Шахматы.
3. Life ("Игра в жизнь"), 1860 г.
4. Cluedo, 1949 г.
5. Risk ("Риск"), 1957 г.
6. Колонизаторы, 1995 г.
7. Скрэббл, 1938 г.
8. Морской бой, 1967 г.
9. Шашки.
10. Sorry! ("Извините!"), 1929 г.