Продажи отечественной бытовой химии значительно выросли

Торговые сети наращивают долю отечественных товаров бытовой химии и даже начали выпускать их под собственными торговыми марками (СТМ). Но производство моющих средств сдерживает дефицит сырья.
Виталий Аньков/ РИА Новости

По итогам года продажи бытовой химии отечественного производства выросли в 2,5 раза, рассказали "Российской газете" в сети "Магнит". "Несмотря на макроэкономические вызовы и трудности, связанные с цепочкой поставок, российским производителям удалось сохранить качество продукции на высоком уровне", - уверен представитель торговой сети. В сети появилось около 400 российских новинок. В "Ленте" отмечают, что продажи средств для стирки некоторых отечественных марок за десять месяцев 2022 года выросли в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако с российского рынка ушли крупные западные компании по производству сырья, такие, как BASF и Clariant. Российские производители бытовой химии столкнулись с нехваткой поверхностно-активных веществ (ПАВ) для моющих и стирающих средств, а также с полиэтилена, полипропилена, красок и пластика. Некоторые виды ингредиентов попали под санкции, например, полиакрилаты и фосфонаты.

В первые месяцы пришлось пересматривать составы, искать альтернативы и настраивать логистику. Что-то удалось заменить на российские аналоги, однако большая доля компонентов сейчас поставляется из Азии: Кореи, Китая, Индии.

Отечественные компании стали предлагать ПАВ, полимеры и сополимеры на основе акриловой кислоты и винилпирролидона, рассказал представитель предприятия "Аист". Смена поставщиков и нарушение логистических цепочек увеличили себестоимость продукции почти в два раза, отмечают представители отрасли. Российское сырье тоже поднялось в цене.

Кроме того, из-за отсутствия красок и бумаги стоимость этикетки чуть ли не превышала стоимость самой продукции, рассказал генеральный директор SoWhite Андрей Буланов. Спикер добавил, что сейчас такой проблемы нет.

Во "ВкусВилле" более 85% продуктов российского производства. После введения санкций в компании пересмотрели составы товаров. В результате удалось сдержать цены на прежнем уровне, а на какие-то позиции даже снизить стоимость, рассказала Ирина Колганова, продакт-менеджер ретейлера.

С российского рынка ушло не так много брендов, все самые крупные игроки остались. Однако неопределенность с их статусом, которая сохранялась весь прошлый год, привела на рынок новые бренды из Турции, Китая и других стран. Кроме того, на полках магазинов появилось много отечественных марок. Фактически рынок стал еще более плотным, отмечает Евгений Обухов, бренд-директор Meine Liebe.

По оценкам производителя "Аист", сокращение конкурентного давления со стороны иностранных торговых марок не произошло, они также продолжают занимать до 25% полочного пространства. Однако в компании заметили, что на полках в магазинах стало меньше выбора позиций среди продукции мультинациональных компаний, а их цены стали выше привычных.

В России численность сотрудников подразделения британской Unilever составляет около 4 тысяч человек, американской Procter & Gamble и немецкой Lab Industries (бывший Henkel) - 2,5 тысяч, а британской Reckitt Benckiser - 1,3 тысячи. В транснациональных корпорациях на запрос "РГ" о том, как ограничения поставок сырья повлияли на производство и стоимость продукции не ответили.

Покупатели сместили фокус внимания на более доступные продукты, ищут магазины с низкими ценами, приобретают только самое необходимое, отмечают представители отрасли.

89% россиян довольны ассортиментом бытовой химии в магазинах, не устраивает выбор только 8%, говорится в исследовании НАФИ. При этом почти каждый второй опрошенный готов приобретать бытовую химию российского производства - 48%.

Но, по словам коммерческого директора SoWhite Виктора Иванова, с уходом иностранных брендов появилась свободная ниша в эконом- и среднем сегменте товаров. Спрос на данную продукцию растет и есть определенное окно для развития и увеличения доли российских производителей в современном сложившемся рынке, пояснил специалист.