Директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин отмечает, что модели потребительского поведения на фоне внешних событий претерпели существенные изменения - спрос на заёмное финансирование возрос из-за ужесточения кредитной политики банками, но при этом на протяжении 2022 года заметно возросла доля "осмысленных" кредитов и микрозаймов.
В первом полугодии на фоне сокращения доходов люди больше интересовались тем, чтобы поддерживать привычный образ жизни за счет заемных средств. Во втором полугодии интерес резко снизился, поскольку население перешло к сберегательной модели поведения, пишут авторы исследования. Одновременно на 18% вырос интерес к досрочному погашению займов: с 10,4 тыс. запросов в 2021 году до 12,7 тыс. запросов в 2022 году. Больше всего запросов "Погасить займ досрочно" зафиксировано в феврале - 1218, меньше всего - в сентябре (830) с последующим ростом до 1013 в октябре. В целом данным вопросом люди интересовались равномерно на протяжении всего года, на первое полугодие пришлось чуть больше половины запросов - 53%.
Рост заинтересованности в досрочном погашении на протяжении всего года объясняется желанием людей снизить долговую нагрузку на фоне кризисного периода и сохранявшейся экономической неопределенности, указывают в компании. "Динамика пользовательских запросов отражает изменения в поведении граждан в связи с общей ситуацией в 2022 году. Однако повышенный спрос встретился с ужесточенной скоринговой политикой. Если в 2021 году уровень одобрения для новых клиентов в среднем составлял 15-20%, то в 2022 году - 10%. Для повторных заемщиков он снизился до в среднем 70-80% с отметки выше 85% в 2021 году", - прокомментировал генеральный директор компании Сергей Весовщук.
По словам Уклеина, в марте-мае 2022 года ещё наблюдались кратковременные импульсивные покупки для защиты от обесцевания рубля (продукты питания, средства гигиены, бытовая техника и электроника). "На этом фоне наблюдался кратковременный рост спроса на финансовые продукты и небольшой переток клиентов из банков в МФО в первом полугодии прошлого года. Но в дальнейшем ключевую роль сыграла динамика реальных располагаемых доходов населения, и значительная категория клиентов МФО перешла к жёсткой экономии, отказавшись от дорогостоящих и стихийных покупок перед новогодними праздниками. Иными словами, часть клиентов "затянула пояса" и отказалась от кредитов и займов, а другая часть потенциальных клиентов систематически получала отказы в первом полугодии и прекратила подавать заявки. Ограниченный эффект на спрос во втором полугодии 2022 года могли также оказать мобилизационный эффект и новые меры социальной поддержки 2022 года", - резюмирует аналитик.
Анализ интереса граждан к услугам микрофинансовых организаций был проведен при помощи сервиса "Яндекс.Wordstat" на основе статистики запросов в поисковой системе Яндекса.