02.02.2023 17:58
    Поделиться

    Почему так важно знать, сколько стоит российская нефть

    Стоимость российской нефти стала головной болью не только для стран Запада - инициаторов введения ценового потолка на нее, но и для нашего внутреннего рынка. По данным Минфина, средняя цена нефти марки Urals (ранее поставлялась в Европу) в январе составила 49,48 доллара за баррель, в 1,7 раз ниже, чем годом ранее. Но многие эксперты считают ее искусственно заниженной.
    Егор Алеев/ ТАСС

    Президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству до 1 марта представить предложения по уточнению методики расчета цены на нефть и нефтепродукты для налогообложения.

    Сейчас от котировок Urals рассчитывается размер основного налога для нефтяников - налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - и экспортная пошлина. Именно НДПИ вносит самый большой вклад в пополнение бюджета, и он же самый тяжелый налог для нефтедобывающих компаний. По предварительным данным Минфина, в 2022 году нефтегазовая отрасль принесла в бюджет почти 11,6 трлн рублей, в которых 8,4 трлн рублей было получено по НДПИ с нефти.

    Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, сейчас система расчёта налогов с нефтегазового комплекса несет большие риски не только для компаний, но и для государства. Во-первых, она привязана к доллару, что в нынешних геополитических условиях выглядит, мягко говоря, неразумно. Во-вторых, при расчетах налогов фискальные органы опираются на данные западных агентств, объективность и полнота которых вызывают определенные сомнения. Это даже не средняя температура по больнице, а попытка определить температуру всех пациентов путем её замера у одного из них, считает Андрианов.

    Цена Urals для расчета НДПИ и экспортной пошлины по-прежнему привязана к синтетическим котировкам Argus, уточняет руководитель Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилл Мельников. Она формируется на базе стоимости CIF (с учетом транспортных расходов, пошлин и страховки) в порту Роттердам и CIF в порту Аугуста, хотя российская нефть уже полтора месяца туда официально не поставляется.

    По мнению главного аналитика "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексею Кокина, значения цен для расчета налогов не оторваны от реальности. Но механизмы расчета не отражают всей реальности (всех сегментов рынка) и, с точки зрения бюджета, дают нефтяникам неправильные стимулы. Очевидный риск в том, что компании будут занижать цены в российских портах, оставляя часть прибыли вне России, что повлияет на оценку Urals ценовыми агентствами и снизит НДПИ и пошлины.

    С точки зрения Кокина, как вариант, и это уже обсуждалось, сейчас возможно привязать цену российской нефти со скидкой к цене эталонных сортов нефти. Например, Brent, Oman или Dubai. Можно сделать привязку к взвешенному среднему. Главное привязать цену к бенчмаркам (эталонный сорт нефти), которые видят все участники рынка, и на которые трудно повлиять отдельным компаниям.

    С другой стороны, как отмечает Андрианов, если вместо одного недостоверного источника мы станем опираться сразу на несколько, к истине мы от этого не приблизимся. Нам нужна своя "система замера". Все эти бенчмарки - элемент разветвленной системы, при помощи которой страны Запада десятилетиями пытались контролировать глобальный рынок энергоресурсов. Другие элементы данной системы: биржи, страховые компании, международные сервисные корпорации и т.д. Сегодня эта система быстрыми темпами разрушается. И дело тут не только в антироссийских санкциях, но и в том, что новые крупнейшие страны-потребители энергоресурсов - Китай, Индия и прочие - тоже не хотят играть по прежним правилам, написанным Западом, считает эксперт.

    Звучат и другие предложения. Например, установить одну цену для расчета налогов в портах Черного и Балтийского моря, а другую - на Дальнем Востоке. Также некоторые эксперты говорили о возможности привязки расчета налогов к цене сортов нефти, которая поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанской регион (АТР).

    Привязка к ценам нефти, поставляемой на Восток, возможна, но противоречит духу предлагаемых изменений, отмечает Кокин. Их ценообразование непрозрачно. Дифференциации по портам отгрузки не будет. Скорее всего, базовые цены будут одинаковыми для всех, и экспортеры по ВСТО (сорт нефти поставляемой главным образом в Китай, традиционно дороже Urals) по-прежнему будут зарабатывать больше. Но прежде чем принимать решение, Минфин проанализирует влияние эмбарго ЕС на наши нефтепродукты и потолка цен на них с 5 февраля, окончательный вариант принимать еще рано, считает Кокин.

    По мнению Андрианова, не стоит менять одно плохое решение на другое, надо создавать новую систему ценового мониторинга, и чем быстрее, тем лучше. Конечно, создание собственных бенчмарков и прочих ценовых ориентиров - дело не одного месяца и даже не одного года. Но заниматься этим необходимо. Шаги на этом пути предпринимаются уже достаточно давно, но теперь их надо значительно ускорить.

    Поделиться