Поводом для нее стало тысячелетие Суздаля, которое приходится на будущий 2024 год. Точнее, тысячелетие с момента упоминания о нем в рукописи. И как упоминание писцом десять веков назад сделало этот город видимым в истории, так выставка делает ощутимой толщу веков, протекших с тех пор. Она дает дистанцию, с которой и клады с серебряными монетами в кубышках, и княжеские захоронения, где на полуистлевшей ткани видны фигуры барсов и попугаев, и тяжелые кресты из белого камня являются свидетелями из прошлого.
"РГ" предлагает свою подборку экспонатов, которые нужно обязательно увидеть.
Редко когда с уверенностью можно сказать, как выглядел человек, живший тысячу лет назад. Но вот портрет князя Всеволода Большое Гнездо (1154-1212), с именем которого, как и с именем князя Андрея Боголюбского, связан расцвет Владимира и Суздаля в XII-XIII веках, у нас остался. Об этом позаботился сам князь. Когда строился Дмитриевский храм при его дворе во Владимире, Всеволод приказал украсить собор рельефной композицией, изображающей членов княжеского семейства. Центральное место в ней было отведено самому Всеволоду и его сыну Владимиру.
Почему собор был назван в память Димитрия Солунского? Потому что и князь Всеволод Большое Гнездо и его сын, стародубский князь Владимир (1192-1227) при крещении получили имя Дмитрий.
Самые ранние предметы на выставке относятся к IX-X векам. Это - восточные монеты-дирхамы из клада. Клад был спрятан в самом конце IX века, а обнаружен в середине XIX - в Муроме. Муромский клад с восточными дирхамами до сих пор считается одной из крупнейших находок такого рода.
Он, естественно, свидетельствует не только о богатстве хозяина и его печальной судьбе, но и том налаженном торговом пути, что вел из страны викингов через Русь в Азию.
Эти иконки были недавно найдены археологами при раскопках среди предметов личного благочестия, видимо, принадлежавших священнослужителю. Семь икон выполнены в технике перегородчатой эмали. Это одна из сложных техник, при которой рисунок создается за счет тончайших перегородок. Мастер их напаивал в углубления на серебряной или золотой подложке. Пространство между нитями заполнялось цветным порошком, после чего вещь обжигалась. Причем количество обжигов могло достигать до ста.
Если вы думаете, что Лев - это символ только Венеции, то ошибаетесь. Лев, правда, не крылатый, а обычный - давно и уверенно занял место на гербе Владимира. Здесь вообще любят львов - в белокаменной архитектуре города маски и фигуры львов - один из любимых мотивов узора. Лев, разумеется, выглядит грозным, но он с совершенно человечьими глазами. Понятно, что лев - символ власти в средние века, но для Северной Руси его появление все равно удивительно.
Этот образ - вложение великого князя Василия III и его жены Соломонии Сабуровой в церковь Покровского монастыря в Суздале. Церковь была построена на их средства. Чета молилась о наследнике. Но не сложилось. После двадцати лет бездетного брака Василий III добился церковного развода, Соломония была пострижена в монастырь под именем Софии и была похоронена в том самом Покровском соборе, построенном на средства ее мужа. Сегодня преподобная София Суздальская - одна из почитаемых местных святых.