85 процентов мамонтовой фауны в России находится в Якутии. Еще в XVIII веке эта кость была объектом коллективного (артельного) промысла. Ее добыча уже тогда приносила большую прибыль. По сохранившимся данным, в XIX веке такие якутские артели добывали в год "700-2000 пудов", то есть от 11 до 33 тонн палеонтологического материала. Большая часть полученного шла на экспорт.
В конце 2022 года на контроле управления Росприроднадзора по РС(Я) находилось 739 лицензий на сбор бивней, принадлежащих 113 недропользователям.
Эти официальные цифры не учитывают "теневых" добытчиков, которые составляют примерно треть всех охотников за драгоценной костью. Почему же нелегалов так много?
Одной из самых важных причин является несовершенство федеральной законодательной базы, где до сих пор не определен правовой статус мамонтовых бивней.
Являются ли они минеральным сырьем, как прописано в ФЗ "О недрах" или все-таки культурной ценностью, согласно ФЗ "О ввозе и вывозе культурных ценностей"?
Этот вопрос вот уже несколько лет пытается решить группа депутатов Госдумы РФ.
- Закон "О недрах" не до конца учитывает особенности ресурса, отсутствует четкая нормативная база по сбору, реализации, вывозу палеонтологических остатков мамонтовой фауны, - подчеркнула на посвященном мамонтовой теме расширенном заседании постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии доктор экономических наук Ирина Самсонова.
По ее словам, правовым пробелом является и то, что данный объект в административном и уголовном законодательстве не определен как объект правонарушения.
Для многих северян добыча мамонтовой кости является единственным источником дохода. Ради обеспечения своих семей мужчины готовы терпеть большие лишения, преодолевать опасности и даже нарушать закон.
Надо отметить, что в экспедиции отправляются не только жители Арктики, но и "романтики" из других районов Якутии, и даже из других регионов. Дело это весьма затратное и трудоемкое. Тучи комаров, огромные расстояния, тяжелый физический труд… Если за все лето простой работяга заработает 200-400 тысяч рублей, считается, что промышлял он не зря, ведь иного источника доходов в этих краях нет. Ну а невезучие порой даже не окупают своих расходов на экспедицию.
Самые фартовые, нашедшие "рога" (так бивни называют в народе), смогут приобрести скромную квартиру в Якутске. Для этого надо отыскать пару бивней хорошего качества. Но такое случается очень редко и подобные истории передают из уст в уста как легенду.
- Добыча мамонтовых бивней для ведущих традиционный образ жизни всегда была дополнительным заработком, особенно после распада СССР, когда в Арктике увеличилось число безработных среди коренного населения. Оленеводы, рыбаки собирали то, что встречалось по пути, и сдавали перекупщикам. Такое вольноприносительство раньше разрешалось, а сегодня запрещается законом. Кто хочет заниматься этим видом деятельности, должен зарегистрировать участок, приобрести специальную лицензию и 24 справки от разных инстанций. На оформление требуется более 50 тысяч рублей, для многих представителей КМНС - неподьемная сумма, - рассказывает народный депутат Якутии Елена Голомарева.
Конечно же, все сливки снимают посредники, скупающие кость у нищего населения и доставляющие ее богатым клиентам. Их барыши подсчитать невозможно.
Еще в 2009 году руководство северной республики обращалось в правительство России с предложением включить мамонтовую кость в перечень общераспространенных полезных ископаемых, чтобы упорядочить ее добычу и реализацию, создать возможности обеспечения легальным заработком представителей коренных малочисленных народов Севера. Лоббировали эту тему и депутаты Ил Тумэна.
В итоге был разработан соответствующий законопроект. Документ предлагает установить, что недра предоставляются в пользование для сбора палеонтологических материалов (бивней мамонта) в коммерческих целях. Рекомендовано ввести понятие промысла ресурсов мамонтовой фауны как вида хозяйственной деятельности традиционного природопользования населения Арктической зоны РФ.
- Цель законодательных поправок - дать полномочия муниципальным образованиям, обеспечить согласование участков через глав улусов. Только таким образом мы откроем коренным народам, проживающим в Арктике, возможность участвовать в сборе мамонтовых бивней. Ждем принятия новаций депутатами Госдумы РФ, - подчеркивает Елена Голомарева.
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник отдела изучения мамонтовой фауны Академии наук РС(Я) Альберт Протопопов обрисовал "Российской газете" и другие острые темы:
- Правовой вопрос - лишь одна часть проблем, связанных с промыслом мамонтовых бивней. Другая - это добыча бивней с помощью мощных мотопомп. Часто такой промысел проводится на территории особо охраняемых природных территорий, где такой вид деятельности категорически запрещен.
Ученый подчеркивает очень важный момент. Добыча бивней мотопомпами распространена в основном на северо-востоке Якутии, где наиболее острая ситуация с безработицей. Там либо отсутствуют промышленные предприятия, либо вместо местных вахтовым методом работают приезжие.
- Такое обычно наблюдается на золотодобывающих приисках, - продолжает Протопопов. - Алмазодобыча на северо-западе Якутии частично решает проблему обеспечения местных работой, и, как следствие, промысел бивней мотопомпами в Оленекском и Анабарском районах не развит. Их там по старинке собирают с поверхности. Но даже нелегальная добыча бивней в какой-то мере снижает социальную напряженность в арктических районах.
Простых ответов в данном случае не существует. Проблему необходимо решать с учетом интересов местного населения, науки и государства, не забывая об охране природы и защите культурного наследия.
- Думаю, что здесь необходим научный подход с привлечением не только палеонтологов, но и экономистов, социологов, экологов, - подытоживает Альберт Протопопов.