Накануне в Киеве высадился целый десант из главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и полутора десятков еврокомиссаров. Им, как пишет Politico, перед саммитом дали строгие указания по дресс-коду - яркое не надевать, хаки не носить. Видимо, чтобы не создавать конкуренцию милитари-образу президента Украины Владимира Зеленского. Добирались гости из Европы по-простому - поездом, куда их попросили не брать чемоданы, но прихватить теплую одежду. В каждом вагоне, как пишет газета, были отдельные спальные места и одна общая уборная.
Говоря о главном для Украины - перспективах смены ее статуса с кандидата на члена ЕС, - еврочиновники использовали много красивых метафор ("процесс на много световых лет", "скорее марафон, чем спринт"), но общий их смысл сводился к тому, что сейчас это не рассматривается.
Официальную программу саммита держат в секрете "по соображениям безопасности", а его итоговую-пресс конференцию транслировать не будут.
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль перед саммитом дал интервью газете Politico, рассказав о планах Киева добиться членства в течение ближайших двух лет. Он надеется, что на саммите будет достигнут прогресс по вопросам безвизового режима для промышленных товаров, приостановки таможенных пошлин и включения Украины в зону мобильного роуминга ЕС.
Как пишут западные издания, еврочиновники похвалят принимающую сторону за "проделанный большой путь и прогресс в реформах". Тем не менее, по данным Financial Times, в руководстве ЕС считают, что пора "перестать давать ложные надежды" Киеву по срокам членства, поскольку "риторика все больше вступает в конфликт с реальностью".
Это подтверждают источники газеты Politico, напоминающей о предыдущих заявлениях из европейских столиц, согласно которым вступление Украины - вопрос на многие годы или, скорее, десятилетия. По данным издания, в проекте итогового заявления звучат лишь общие слова о движении вперед по мере выполнения Украиной длинного перечня требований ЕС.
Активно разгоняет эту тему украинская группа поддержки - Польша и страны Балтии, но еэсовские старожилы подозревают, что восточноевропейцы тем самым хотят получить больше политического влияния в сообществе. Есть и опасения экономического плана: это, например, конкурентные вызовы для европейских фермеров со стороны аграрного сектора Украины, а также вероятная необходимость увеличения бюджетных расходов на ее поддержку в случае членства в ЕС.
Резюмируя, Евросоюзу в своих рядах Украина сегодня не нужна. А вот где еврочиновники видят пользу от Киева, дал понять главный евродипломат Жозеп Боррель. Он рассказал, что ЕС вдвое расширит миссию подготовки служащих ВСУ - с 15 до 30 тыс. человек. Украина получит и новый транш военной помощи на 500 миллионов евро. Кроме того, Брюссель выделит 25 млн евро на программу по разминированию территории Украины, а также передаст 2,4 тысячи генераторов и 120 миллионов евро на закупку энергооборудования.
На саммите, вероятно, будет вновь обсуждаться идея конфискации и передачи Украине российских активов, замороженных в рамках санкций Евросоюза. В Брюсселе ведут выработку единого подхода и пытаются найти юридические лазейки для таких мер, которые, как неоднократно признавали западные чиновники, нарушают действующее национальное законодательство стран сообщества. По разным данным государства ЕС заморозили в своей юрисдикции резервы ЦБ РФ на сумму до 300 млрд евро, а также до 19 млрд евро российских частных компаний и лиц, попавших в санкционные списки. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков недавно заявил, что попытки конфискации этих средств "абсолютно ничтожны и незаконны с точки зрения международного права".
Новые санкции против России - тоже традиционная тема таких встреч. Конкретики на счет 10-го по счету пакета рестрикций на момент подписания номера не озвучивалось кроме того, что ввести его планируют 24 февраля. Но в Европарламенте, чьи резолюции носят рекомендательный характер, перед саммитом призвали Еврокомиссию расширить "черные списки", а также запретить работу на рынке ЕС пока еще остающимся там российским компаниям, включая "Лукойл" и "Росатом". В резолюции предлагается требовать присоединения к санкциям от всех кандидатов на вступление в ЕС. В первую очередь это, конечно, адресовано Сербии, до сих пор отказывавшейся поддерживать рестрикции против России.