Эксперты оценили вред для России от потолка цен ЕС и G7 на дизель и мазут

Потолок цен на российские нефтепродукты ожидаемо оказался немного ниже цен, которые сейчас есть на рынке. По мнению опрошенных "РГ" экспертов, наибольшее влияние эти ограничения, вкупе с вступающим в силу 5 февраля эмбарго ЕС на импорт нефтепродуктов из России, окажут на экспорт нашего дизельного топлива (ДТ) и мазута. Также эти меры могут отразиться на объемах производства отечественного топлива, добыче нефти в нашей стране и экспортной цене нашего сырья.
Максим Богодвид/ РИА Новости

Евросоюз и G7 согласовали потолок цен на российские нефтепродукты. Он будет двойным, для светлых (бензин, дизельное топливо, керосин) - 100 долларов за баррель, для темных (мазут, гудрон, битум) - 45 долларов за баррель. На лондонской бирже ICE, ДТ торгуется выше порога в 110 долларов за баррель, а мазут выше 50 долларов за баррель.

Главным образом "под ударом" оказывается мазут - 80% его производства отправлялось на экспорт, и дизельное топливо (ДТ) - за границу отгружалось 41% от объемов его выпуска в России. Большая часть поставок шла в Европу.

Если экспорт нефти российские компании смогли перенаправить из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Турцию, то с нефтепродуктами это сделать значительно сложнее. Наши основные торговые партнеры в АТР Китай и Индия - сами экспортеры нефтепродуктов. Они готовы будут их покупать только с очень большими скидками для перепродажи или замены своего топлива, которое будет отправляться на экспорт, что может оказаться невыгодно нашим компаниям. Уже известны случаи закупки больших объемов российского мазута в Китае для производства ДТ, но после введения потолка цен его стоимость может упасть.

Но цены на наши нефтепродукты может поддерживать образовавшийся дефицит, после снижения поставок из России.

Степень использования мощностей нефтеперегонных заводов в мире - около 91%, отмечает профессор кафедры "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Юрий Шедько. Мировых резервов для замещения нефтепродуктов из России, в случае остановки их экспорта, недостаточно. То есть, востребованы они будут все равно. А если есть повышенный спрос на продукт, то и цена его будет расти, невзирая ни на какие потолки и ограничения. Пусть даже происходить это будет на "сером" рынке.

Также может опять просесть цена нашей нефти, как было после введения потолка цен на нее (60 долларов за баррель, 5 декабря 2022 года). По мнению аналитика ФГ "Финам" Андрея Маслова, скидка на отечественную нефть может увеличиться. Причем большое значение будет иметь наша зависимость от покупателей из Индии из Китая, которые не преминут воспользоваться нашими проблемами. Размер дисконта может достичь 40%.

Но в дальнейшем дисконт на российскую нефть будет сокращаться, отмечает профессор кафедры "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Юрий Шедько. Это произойдет благодаря созданию новых логистических цепочек, поставкам в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), снижению рисков перевозчиков за счет новых схем поставок, а также желанию нефтепереработчиков многих стран реализовать возможности, возникшие из-за топливного дефицита. Что касается добычи нефти, то, по мнению Шедько, она может снизиться в первом квартале этого года, но затем начнет восстанавливаться.

Схожую точку зрения высказал Маслов. Он считает, что российская нефть марки Urals (ранее поставляемая в Европу) в первом квартале 2023 года будет стоить в диапазоне 50-60 долларов за баррель с последующим повышением цены в район 60-70 долларов за баррель.

Российский бюджет наибольшие доходы получает с добычи нефти. Их уровень определяет объем производства и цена товара. Поэтому рост цен на нефть сейчас в приоритете у государства. И если нужно будет для этого снизить добычу, экспорт или уменьшить объемы переработки, по-видимому, это будет сделано. То есть, вероятнее всего, заполнять прорехи на мировом рынке, которые возникнут в результате антироссийских ограничений, мы не будем, даже если в моменте это окажется выгодно для компаний-экспортеров.