Новатор и революционер: Умер модельер Пако Рабан

Сегодня на 88 году жизни скончался модельер и парфюмер Пако Рабан. Кто-то считает, что он опередил свое время, кто-то считает, что он пришел в творчество вовремя. Как и любого новатора, его творчество либо принимали, либо нет. Но все сходились в одном - этот француз испанского происхождения на протяжении более чем четырех десятилетий регулярно устраивал революции в индустрии моды. Его показы ждали. А разве и могло быть иначе, ведь имя Пако, которым наделила его бабушка, переводится как "вороненок". Он и был той самой "беловой вороной" среди всех коллег-кутюрье, начинавших творить вместе с ним. А журналисты окрестили его "Жюль Верном высокой моды".

Пако Рабану (настоящее имя - Франсиско Рабанеда-и-Куэрво) было предначертано прийти в моду. Мать Пако работала главной портнихой в ателье испанского модного дома Balenciaga в Сан-Себастьяне. В 1937 году, после начала гражданской войны в Испании, отец семейства Рабана был расстрелян сторонниками Франко. Семья принимает решение спасаться во Франции. С переездом своей портнихе помогает сам Баленсиага. В Париже он устраивает женщину в свой магазин. Чуть позже Пако, имевший от природы талант к рисованию, стал создавать эскизы и декоративные элементы для дома Balenciaga. А затем получил возможность изготавливать эскизы для домов Christian Dior, Givenchy, Yves Saint Laurent и готовую бижутерию для ряда парижских бутиков.

Именно при создании аксессуаров у Рабана проявилась его страсть к экстравагантности, футуризму, дерзости, архитектурности и неординарности. Ее он пронес через всю свою жизнь.

Чем Пако Рабан привлек внимание мира моды? И почему каждый показ дизайнера становился событием и шоу, которое нельзя пропустить?

В 1966 году Рабан, уже имеющий в активе выпуск пластиковых геометричных украшений, выводит на подиум свою первую именную коллекцию одежды и дает ей название: "12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить" (Manifesto: 12 unwearable dresses in contemporary materials). В линейке были вечерние платья, купальники, головные уборы и сумки не из ткани и кожи, как принято, а из ... подвижных пластиковых дисков. Также он использовал алюминиевые пластины, ПВХ, оргстекло, бумагу, металл… Вес некоторых изделий доходил до 10-15 кг.

Дальше - больше: все в коллекции было выполнено в оранжевом, красном, золотом и серебряном цветах. Казалось, консервативная парижская публика, уже носившая наряды романтичного Кристиана Диора и практичного Юбера Живанши, не оценит такую смелость и эпатаж. Но людям понравилось! Более того, "своей выходкой" Рабан привлек внимание прессы. О молодом дизайнере заговорили. Как его только не называли в статьях и коллеги по ремеслу - провокатор, скандалист, металлург, футурист, инопланетянин… Пако же скромно считал себя просто ремесленником.

Конечно, эти платья не предназначались для длительной носки, и сам Пако не рекомендовал в них сидеть - только стоять и только танцевать. Несмотря на то, что вещи были похожи на арт-объекты современного искусства, за ними выстроилась очередь. Даже первые красавицы Голливуда мечтали "засветиться" в такой одежде - его платья были в гардеробе у Одри Хепберн, Брижит Бардо, Джейн Фонда и Элизабет Тейлор.

Тот показ запомнился еще одним "резонансом". Рабан впервые допустил на показ чернокожих манекенщиц. Для того времени это был настоящий ход, особенно для публики США.

Также дизайнер стал первым, кто начал использовать в своих показах музыкальное сопровождение, - раньше дефиле проходили без музыки, о нарядах по ходу дефиле обычно рассказывал специальный ведущий.

В 1988 году модельер решил "облегчить" свою одежду и продемонстрировал публике коллекцию платьев, изготовленных из лазерных дисков и голографического волокна. И снова - в точку! Клипы известных поп-звезд, фантастические фильмы, космическая тематика - это его среда.

Каким же разочарованием было объявление Пако в 1999 году о том, что он официально покидает свой дом и уходит на отдых. С тех пор на месте креативного директора дома Paco Rabannе уже побывали многие талантливые дизайнеры. Но они приходят и уходят. Пако был слишком особенным и слишком искренним в своем творчестве, чтобы его кто-то смог повторить. Этот дизайнер не шел со своими коллегами одной дорогой, он шел параллельным путем. Он был вне времени, вне трендов. Он сам был время и тренд. Очень многое из того, что сейчас воспринимается как ультрамодное, на самом деле было придумано тогда, этим "вороненком".