Кижскому погосту на выставке "Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества", посвященной выдающемуся русскому реставратору и проходящей во флигеле-Руине Музея архитектуры, отдан отдельный зал. Тут те самые старые лемеха, фотографии, фиксировавшие ход реставрации, разрезы главок.
Реставрацию кижских храмов Александр Ополовников, приглашенный в Карелию в конце 40-х Управлением по делам архитектуры при Совмине Карело-Финской ССР, считал главным делом жизни. По его инициативе был создан Кижский музей-заповедник, в который были свезены (и многие тем самым спасены от разрушения) памятники деревянного зодчества с окрестных островов, и не только.
Но до всего этого был проект ТЭЦ завода им. Сталина 1938 года - чертеж пятикурсника МАРХИ, открывает выставку. В войну сержант Ополовников строил военные городки, пока в 1943-м не был направлен в командировку в Архангельскую область "...для фиксации ценных памятников деревянного зодчества". С тех пор он занимался только деревянным зодчеством.
И вот во втором зале - первые "отмывки" (чертежи архитектурных объектов, позволяющие понять масштабы сооружения) храмов и часовен Карелии. У Ополовникова даже простые одноглавые церкви в разрезе и с цифрами обмеров тут выглядят не рабочими материалами, а художественной графикой.
Как архитектор Управления Александр Ополовников исследовал памятники деревянного зодчества по всей Карелии и на выставке идешь вместе с ним от храма к храму, от чертежа к макету....
Вот и макет деревянного храма Успения в Кондопоге, который Ополовников называл "лебединой песней народного зодчества". Храма никто, кроме времени, не касался, и реставратор в 1948- м ничего не воссоздавал, только реставрировал, укреплял, приводил в порядок. Но уберечь ее потомкам Александра Викторовича не удалось: высокая, легкая, идеально продуманная мастером XVIII века церковь в 2018 г. была подожжена и в считаные минуты сгорела дотла.
Александром Ополовниковым было изучено около 300 памятников от Карелии до Якутии, а в восстановлении 60 он участвовал сам, и не только с карандашом, но и с топором в руках. Карандаш он не выпустил из рук, даже когда в конце 1970-х его разбил инсульт. Пользуясь своими обмерами, он начал писать картины. Одна из них, с изображением Спасской церкви на Индигирке, - на этой выставке.