Одна из причин - политическая. "Вокруг колониализма вновь вспыхнули дискуссии. И они охватили многие страны, - подчеркивает Чубарьян. - Современные политики используют понятие "колониальной зависимости" применительно к современной международной обстановке". Мало того, в европейских и американских учебниках истории много противоречий. С одной стороны, авторы пытаются оправдать колониализм, рассказать о позитивных его чертах. Но и идея бескомпромиссного осуждения этой страницы прошлого тоже очень сильна. Она связана с пересмотром в американском обществе отношений между "черными" и "белыми".
Тема колониализма сегодня интересует многих в связи с событиями в Латинской Америке, в дискуссию включились и страны Африки и Азии.
Можно ли сегодня говорить о неоколониализме? По мнению Александра Чубарьяна, вполне. "Такие элементы колониализма, как господство и подчинение, вмешательство во внутренние дела и определение политической линии тех или иных государств, сохраняются и сегодня, - говорит он. - Когда в британском парламенте обсуждался вопрос истории империи, один из ведущих деятелей страны, выступая за отмену колониализма, сказал: "Мы должны уйти из колоний, чтобы остаться". Это не просто метафора, а суть политического подхода, и сегодня он сохраняет свое значение и силу".
По словам историка, когда говорят о диктате США, имеют в виду их попытки установить новые формы подчинения для других стран. Между тем, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам была принята Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1960 году. "Я помню, что обсуждения, которые происходили в 60-е годы минувшего века, возникли потому, что западные державы хотели сохранить свое влияние, и этот процесс продолжается и сегодня, - убежден ученый. - Это очень актуальная проблема для современных международных отношений. Когда используют экономический диктат, финансовые и военные рычаги".
Материалы об Африке, которые готовит ИВИ, могут стать толчком для пересмотра курса истории в российских школах. Александр Чубарьян рассказал, что на встрече с авторами учебников зарубежных стран в Москве африканские ученые указывали на скудные данные об Африке. Академик согласен: необходимо преодолеть европоцентризм, который присутствует в школьных учебниках. Сейчас идет работа над новыми линейками для школ. И по заверению академика, европейские сюжеты там останутся в прежнем объеме, но будет усилена часть, которая касается африканских и азиатских стран.
Александр Чубарьян согласен с критикой, что в программе мало материала, который касается внутренних процессов в Африке и Азии. А то, что есть, часто подается только через призму отношений с западными странами. "Задача стоит в том, чтобы расширить представление наших школьников и студентов о том, что происходит на Африканском и Азиатском континентах", - заявил историк.