Георгий Бовт: Из-за потолка цен никто о стену биться не станет

Евросоюз и страны G7 ввели с 5 февраля ценовой потолок на российские нефтепродукты - 100 долларов за баррель на нефтепродукты, торгующиеся с премией, и 45 долларов на нефтепродукты, торгующиеся со скидкой. Какое влияние это окажет на российский экспорт? Учитывая, что с декабря 2022 года вступили в силу нефтяные санкции: был введен ценовой потолок на нефть, перевозимую по морю, на уровне 60 долларов за баррель. Более дорогую нефть перевозить и страховать запрещено. Аналогичный механизм предусмотрен для нефтепродуктов.
Максим Богодвид/ РИА Новости

За время после введения потолка цен на нефть, Россия сумела отчасти адаптироваться к новым условиям, хотя полностью без потерь, разумеется, не обошлось. Введены ответные меры: президентским указом запрещено поставлять нефть - а теперь и нефтепродукты - странам, которые ценовой потолок соблюдают. Уже можно сказать, что надежды санкционеров полностью обрушить российский нефтеэкспорт не оправдались. После незначительного спада в декабре нефтяные поставки набрали объемы, но нефть потекла не в Европу, ранее ее главный потребитель, а в Китай и Индию. В декабре 2022 года они стали покупателями до 80% транспортируемой морским путем российской нефти. Резко также возросли поставки даже в такие страны, как Южная Корея и Япония.

В январе экспорт нефти из России составил в среднем 3,7 млн баррелей в день. Это самый высокий уровень с лета 2022 года и выше среднего уровня 2021 года. Доля поставок через европейские судоходные и финансовые компании упала с более чем половины до трети объема и будет падать дальше по мере истечения срока старых контрактов. Россия, признают с сожалением на Западе, смогла купить целый "серый танкерный флот" (не менее ста судов, судя по всему), которым все страховые и прочие санкции безразличны. Если западные оппоненты хотели получить "серый нефтяной" рынок, - что вряд ли - то они его получили. К примеру, обнаружилось, что Малайзия стала поставлять в КНР 1,5 млн баррелей нефти в сутки. Притом что производит сама лишь 400 тыс. Это явно не ее нефть.

Косвенным признанием неуспеха "квази-эмбарго" по нефти стало то, что Запад не стал снижать уровень в 60 долларов, хотя Польша и прибалты настаивали, как планировалось сделать в январе. Да и прогнозы насчет "разрушительного эффекта" от ценового потолка стали скромнее. Если осенью звучали прогнозы, что Россия будет вынуждена сократить экспортные поставки чуть ли не на 1,5 млн баррелей нефти в сутки, то теперь, скажем, консалтинговая компания Wood Mackenzie Ltd. прогнозирует, что в первом квартале текущего года они снизятся лишь на 800 тыс. барр/сутки. Притом что ранее и российское правительств признавало, что именно первый "адаптационный" квартал будет самым трудным и падение экспорта неизбежно. Для поддержания цен Москва готова пойти на сокращение добычи, но пока, судя по всему, этого удается избегать.

Да, есть большой дисконт: российский сорт Urals торгуется заметно ниже средней мировой цены (около 80 долларов) и ниже "потолочной": средняя цена Urals составила в январе 49,5 долл./барр. (бюджет РФ сверстан из расчета 70 долл./барр.). В результате в январе нефтегазовые доходы РФ упали на 55% к декабрю и на 47% к январю 2020 года. Однако, во-первых, решающим образом сказывается замедление экономики Китая, который никак не выкарабкается из своего "ковида". Именно это и давит на все мировые цены на нефть. Во-вторых, "бесплатных" экономических войн (а речь именно о такой войне между Россией и Западом), то есть без потерь, не бывает. Ситуация была прогнозируема, власти страны к ней готовы. Российская экономика в целом должна такой удар выдержать, хотя бюджет и "напряжется".

Ответ на "потолок цен" по нефтепродуктам будет аналогичным: переориентация рынков. Пока значения в 100 и 45 долларов находятся на уровне текущих рыночных цен на светлые (дизтопливо, бензин, нафта) и темные нефтепродукты (мазут). Светлые и темные нефтепродукты торгуются по совершенно разным ценам.

Рассмотрим ситуацию по дизелю. До начала военного конфликта Россия поставляла более половины дизельного топлива, импортируемого в ЕС, и около 10% всего объема потребляемого там дизеля. В конце прошлой недели его цена составила 113 долларов за баррель (845 долл. за тонну), Россия продавала по 90 долл./барр. Нынешний "потолок", получается, близок к реальной рыночной цене: санкционеры явно осторожничают, боясь обрушить рынок. Да и полностью европейский рынок не закроется: США вывели из-под санкций, сопряженных с введением потолка цен на нефтепродукты, поставки в Болгарию, Хорватию (стало быть, в Сербию, которая получает нефть и нефтепродукты через хорватов) и лишенные выхода к морю страны ЕС.

На конец января Россия все еще оставалась крупнейшим поставщиком дизтоплива в Европу - около 600 тыс. барр./сутки (в декабре было 720 тыс. барр.\сут, ранее в 2022 году около 400 тыс.). Большая часть теперь уйдет в Африку, на Ближний Восток и в Латинскую Америку, нашу страну заменят другие поставщики. Скорее всего, по более дорогой цене.

"Экономическая война" Западу тоже недешево обойдется.

Уже обозначились поставки в Европу из "неожиданных мест". Так, в январе практически удвоился экспорт дизеля в ЕС из Турции - до более 60 тыс. барр./сутки. Хотя объемы скромные, важна сама тенденция. Потому что вообще-то Турция является нетто-импортером дизельного топлива, лишнего там нет. В данном случае она выступает "хабом" в том числе для поставок опосредованно дизеля из России: продавая Европе свое топливо (с турецких НПЗ), она затем закупает его для собственных нужды у российских компаний. Такой вот "своп" получается.

Что касается в целом экспорта российского дизеля, то хотя некоторые западные аналитики предрекают его падение (упомянутое выше Wood Mackenzie Ltd - на 200 тыс. барр./сутки), данные трейдеров (на основе уже имеющихся контрактов) и агентства Refinitiv говорят об обратном - о планах Москвы увеличить экспорт.

Так, общий экспорт низкосернистого дизельного топлива и газойля из российских портов Черного и Балтийского морей в феврале, согласно этим данным, вырастет на 5-10% в месяц - до 4,2-4,3 млн тонн. Будут увеличены поставки не только в Турцию, но и в Марокко, который может стать еще одним "хабом" для перепродажи топлива. Если поставки дизельного топлива из российских портов в Турцию выросли в декабре 2022 года до более чем 750 000 тонн за месяц (соответствует 5,69 млн барр.), достигнув уровня 5,05 млн тонн в 2022 году против 3,99 млн тонн в 2021 году, то поставки дизтоплива из России в Марокко увеличились еще резче - до 735 000 тонн (5,57 млн баррелей) в 2022 году после всего 66 000 тонн в предыдущем году. Они уже составили 140 000 тонн (более 1 млн баррелей) с начала 2023 года.

Появились также принципиально новые маршруты экспорта из России - в Гану, Сенегал, Ливию, Кот-д'Ивуар и даже далекий Уругвай. Так что прогноз пока умеренно оптимистический, если вообще уместно говорить о каком-то оптимизме. После периода адаптации и по мере оживления китайской экономики российский экспорт нефти и нефтепродуктов может еще не раз огорчить санкционеров.