Производство фанеры упало на треть

Производители фанеры ищут рынки сбыта, так как спрос внутри страны не растет, а Индия и Турция не спешат пускать российскую продукцию на свои рынки. Производство уже снизилось.

За год в России произведено 3,241 млн кубометров фанеры. Это на 28,8% меньше, чем годом ранее. В декабре, к примеру, производство упало на 40,8% по сравнению с декабрем 2021 года. Производство других пиломатериалов тоже снизилось, но не так критично. Ранее фанерное производство было ориентировано на экспорт, говорит гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) Тимур Иртуганов, около 70% продукции отправлялось в другие страны, причем основными потребителями были Европа и США. Теперь же этот канал экспорта закрыт, и фанерные предприятия находятся в сложнейшем положении.

Объемы поставок на внутренний рынок в целом остались прежними, производители фанеры пытаются их наращивать, чтобы хоть как-то компенсировать выпавшие экспортные, отмечает директор по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения Семен Гоглев.

У лесопромышленного комплекса сейчас главная проблема - отсутствие сбыта, говорит Иртуганов. Спрос упал и на внутреннем рынке из-за снижения объемов строительства (сложности прошлого года заставили потенциальных покупателей домокомплектов отложить строительство своего дома) и спроса на мебель.

Предприятия вынуждены работать в убыток, чтобы сохранить производство, говорит Иртуганов. Если в начале 2022 года цены на фанеру на внутреннем рынке превышали 52 тысячи рублей за кубометр, то сейчас составляют 28,8 тысячи, при этом нет каких-либо драйверов для роста цены. В то же время переориентация на другие рынки затруднена из-за большой стоимости логистики, отмечает Иртуганов. С прошлого года стало невозможно получить субсидии для возмещения части затрат на транспортировку продукции на экспорт, в июне были повышены тарифы на железнодорожные перевозки для производителей древесины, тариф на фанеру стал выше на 11%.

Производство фанеры если не продолжит падение, то войдет в стадию стагнации до момента, когда производители найдут новые рынки сбыта, говорит председатель совета директоров Mr.Doors Максим. Основными сейчас будут рассматриваться рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Объемы производства фанеры в 2022 году - минимальные за последние десять лет, говорит президент Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес" Ольга Калюжная. "Снижение, безусловно, существенное. Нет ни одного завода, которого бы не коснулось сокращение производства", - отметила она. При этом, по ее словам, на производство мебели снижение производства фанеры не повлияло. "Из-за санкций ЕС российские производители старались компенсировать продажи поставками на внутренний рынок. Предложение выросло, цены по сравнению с 2021 годом упали. Поэтому российские потребители фанеры (как в сегменте производства мебели, так и в домостроении) не чувствовали никакого дефицита в 2022 году", - рассказала глава ассоциации.

В домостроении фанера весьма широко применяется, отмечает владелец строительной компании "Дом Лазовского" Максим Лазовский. Это подкладочный материал для кровли, для изготовления опалубок, для обшивки каркасных домов. Российская фанера производится на качественном уровне, она лучше зарубежных аналогов, но ее главный импортный конкурент, фанера из Китая, в среднем на 30% дешевле отечественной, говорит эксперт. "При этом сама фанера хуже, так как в ее изготовлении используется менее качественная древесина. Однако большинство застройщиков не обращают на это внимание и просто минимизируют за счет более низкой цены себестоимость строительства", - отмечает Лазовский.

Снижение цен на фанеру стимулирует строителей к увеличению объема применения ее в производстве, говорит управляющий партнер NORDHUS Ольга Магилина: "Раньше мы фанеру практически не применяли, а с весны 2023 года планируем начать использовать в отделке интерьера модульных домов". Стоимость домокомплекта при этом не снижается, так как подорожали инженерные системы, говорит она.

Раньше около 70% фанеры отправлялось на экспорт. И основными потребителями были Европа и США

На стоимости мебели снижение производства фанеры тоже не сказывается, говорит председатель совета директоров Mr.Doors Максим Валецкий. Доля фанеры в готовой премиальной продукции - не более 5%. Даже если предположить, что цена на фанеру резко вырастет, это не будет таким критичным фактором для мебели, как, например, курсы валют или логистические затраты, ставшие основными триггерами прогнозируемого роста цен, отмечает он.

АМДПР разработала целый комплекс мер, который будет способствовать выходу из кризисной ситуации, говорит Иртуганов. "За прошедший год мы выяснили практически все уязвимые места в лесопромышленном комплексе. Так или иначе все зависят от поставок химических комплектующих, а также оборудования. Но, к счастью, все основные потоки уже перенаправлены и пока никто не остановился из-за нехватки комплектующих".

Потери на экспортных рынках для производителей фанеры оказались катастрофическими, без помощи государства ситуацию не изменить, считает Иртуганов. "Актуальны проблемы субсидирования экспортных поставок и выхода на новые рынки. Внезапно для нас оказался закрыт рынок Турции - вместо договоренности об отмене пошлины, которая была введена в 2018 году, ее повысили на 15%. То же самое касается и весьма привлекательного рынка Индии. Пока там действует пошлина в 30%, отечественные производители не могут конкурировать в таких условиях".

Ассоциация выступает с инициативой запрета импорта плит из недружественных стран. "В плане фанеры правительство нас поддержало, и я надеюсь, что скоро эти меры будут конкретизированы в актах. Еще сейчас появилась возможность перевозить лесоматериалы в страны Евразийского экономического союза на автомобилях, но при этом не решена главная проблема грузового ограничения в 44 тонны", - говорит представитель АМДПР. Также в конце прошлого года многие предприятия столкнулись с тем, что банки затягивают принятия решения о кредитовании - предприятия лесопромышленного комплекса оцениваются банками как рискованное вложение, хотя они как никогда нуждаются в кредитных ресурсах, говорит Иртуганов.