В Петербурге каретам запретили въезд на Дворцовую площадь

Нарядные прогулочные кареты с лошадьми исчезли с Дворцовой площади Петербурга. Полиция запретила гужевому транспорту въезд на одну из главных территорий Северной столицы. Что вызвало у жителей и гостей города немалое удивление.
Как показали катания на каретах и санях в Павловске, Пушкине и Петергофе, все зависит от организации дела.
Как показали катания на каретах и санях в Павловске, Пушкине и Петергофе, все зависит от организации дела. / Александр Демьянчук/ТАСС

Запрет на въезд карет объяснили необходимостью обеспечить безопасность петербуржцев и гостей города. И повод для этого был. В новогодние праздники неадекватный гражданин попытался сесть на лошадь, испуганное животное понеслось в толпу, и три человека - 43-летний мужчина и двое его детей 8 и 9 лет - получили травмы. Полиция даже возбудила уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

И хотя отмечается, что запрет введен пока только на время расследования дела, в городе разгорелись споры о том, надо ли разрешать любые развлечения и активности, если они популярны у туристов. Особенно бурные дискуссии идут в соцсетях. "Если город пойдет по пути одних запретов, мы будем жить как в прогулочном дворике СИЗО. Из-за одного не очень умного человека взять и все разрушить? Кареты с лошадьми создают определенную атмосферу для детей и туристов. Не надо их убирать", - считает петербуржец Сергей. "Я приезжаю в Петербург несколько раз в год и очень люблю прокатиться в карете по центру города. Жаль, если такой возможности больше не будет", - признается архангелогородка Светлана. Лишь зоозащитники горой встали за запрет: "Лошадей жестоко эксплуатируют ради развлечения", "Кому в XXI веке могут нравиться замученные животные на городских площадях?"...

Можно ли найти баланс между потребностями туристов и соблюдением порядка в городе

Однако туризм, не надо забывать, важная часть экономики Петербурга. В комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга подчеркивают особо: турист - кормилец города, которого надо любить и защищать. И в доказательство приводят статистику: только в новогодние праздники более миллиона гостей потратили в кафе, отелях, музеях и сувенирных магазинах Северной столицы 14 миллиардов рублей.

Другое дело, как найти баланс между потребностями туристов и соблюдением порядка в городе. Ведь он вполне возможен. Это подтверждает, скажем, пример уличных музыкантов. Они порядком досаждали местным жителям, под окнами которых пели и играли. Но для выступающих ввели четкие правила, определили места подальше от жилых домов.

Эксперт Российского союза туриндустрии на Северо-Западе, гендиректор одного из туроператоров Любовь Кравченко отмечает, что если раньше был в основном организованный туризм, то сегодня порядка 80 процентов гостей города - самостоятельные путешественники. И пребывание их в Северной столице не всегда продумано и логистически выстроено. При этом она считает, что кареты с Дворцовой убрали правильно: "Это небезопасный сервис, и он такой не единственный, к сожалению".

Впрочем, есть и положительные примеры организации катания на каретах и санях в Павловске, Пушкине и Петергофе. Там есть удобные конюшни, необходимая инфраструктура, клиентов катают в парках, где нет машин и пешеходов. Такие прогулки можно совместить с экскурсией и обедом. Но все это устраивают турфирмы. В итоге и гостям удобно, и местным жителям ничего не мешает.

А как у них?

Кареты, запряженные парой лошадей, считаются символом Вены и одним из обязательных пунктов для туристов. В общей сложности по улицам австрийской столицы с середины марта до 1 ноября катается около 200 экипажей. При жаре более 35 градусов поездки отменяются.

Согласно свежим поправкам в Венский закон об аренде фиакров и конных экипажей, в прокате "могут использоваться только хорошо откормленные лошади без явных травм или отклонений по здоровью". Деятельность по предоставлению подобных услуг лицензируется. Кучер должен получить "Австрийский значок водителя в бронзе" и подать заявление на допуск к экзамену по вождению в Венском департаменте "фиакр".

Лошадей подковывают пластиковыми подковами, чтобы не портить асфальт. Тем не менее использование конного транспорта наносит дорожному покрытию ущерб в 700 тыс. евро в год.

В Вене оборудовано несколько стоянок для фиакров у основных достопримечательностей. Небольшая экскурсия продолжительностью около 20 минут по внутреннему Старому городу стоит 55 евро. На Центральном кладбище также можно проехать на фиакре. Экскурсия включает в себя посещение могил Моцарта, Шуберта, Бетховена, Ганса Мозера.

Подготовил Александр Саможнев

Кстати

В 2007 году в Петербурге уже запрещали прогулки на каретах с лошадьми. Поводом к этому тогда тоже стало ЧП: в карету врезался ехавший на большой скорости автомобиль, в результате погибла пятилетняя девочка, которая каталась вместе с отцом.