На Кубани ищут хозяина для лесных насаждений, защищающих поля аграриев

Власти Кубани предложили передавать фермерам без торгов и с минимальной платой лесополосы вместе со смежными участками пашни. Сегодня в аренде у аграриев лишь 2,5 процента таких земель. Цель - сохранение защитных насаждений, которые из-за прорех в законодательстве остаются бесхозными.
Уничтожение лесополос ведет, как доказали ученые, к эрозии почв и значительной потере урожая.
Уничтожение лесополос ведет, как доказали ученые, к эрозии почв и значительной потере урожая. / Владимир Аносов

- Официальное название лесополос - мелиоративные лесные насаждения, - рассказывает фермер Александр Шипулин. - Это понятие появилось в российском законодательстве три года назад, а сами лесополосы - в 40-50-х годах прошлого века. И очень они помогли нашему земледелию.

На Кубани широкомасштабная работа по закладке "зеленых щитов" началась в 1948 году. В советские времена в регионе насчитывалось порядка 145 тысяч гектаров лесных полос, около 25 тысяч из которых находилось в собственности государства, остальные числились на балансе колхозов и совхозов. Там их берегли как зеницу ока. Потому что знали: наличие пяти гектаров леса на 100 гектаров пашни гарантирует максимальную прибавку к урожаю. В каждом хозяйстве тогда были специальные службы, отвечающие за порядок с лесными насаждениями. После завершения полевых работ на их расчистку выходили, что называется, всем миром. Убирали мусор, валежник, а здоровые деревья для защиты от вредителей даже подбеливали. Но, увы, стройные ряды защитных полос "в белых чулочках" сегодня остались лишь в воспоминаниях старожилов. Став по сути бесхозными после развала колхозов, их территории постепенно превращались в несанкционированные мусорные свалки, они стали рассадником антисанитарии и пожароопасным объектом, оставляя пашню без зеленой защиты.

Кубанские ученые по этому поводу давно бьют тревогу. Согласно их исследованиям, уничтожение лесополос ведет к эрозии почв и значительной потере урожая. Аграрии знают об этом на собственном опыте, но повлиять на ситуацию практически не могут из-за неопределенного статуса рукотворных лесов.

Местные власти, правда, пытались навести в них порядок. В 2017 году по инициативе краевых властей началась их инвентаризация. "Нужно сделать так, чтобы лесополосы были закреплены за конкретными владельцами или арендаторами, которые бы четко отвечали за их надлежащее состояние", - обозначил тогда задачу губернатор Вениамин Кондратьев. Проблему это не решило, хотя некоторая определенность все же появилась: бы посчитаны все оставшиеся лесополосы. По информации регионального минсельхоза, в крае сейчас 115 400 гектаров мелиоративных защитных лесных насаждений, расположенных на землях сельхозназначения. А спрос на аренду лесополос при существующих правовых механизмах оказался минимальный. Так, на Кубани из 5,5 тысячи земельных участков общей площадью около 37 тысяч гектаров, находящихся в госсобственности края и занятых лесополосами, в аренде у сельхозпроизводителей лишь 2,5 процента.

В прошлом году депутаты Законодательного собрания края предложили предоставлять земельные участки с мелиоративными лесными насаждениями без торгов. Соответствующая законодательная инициатива была направлена в Госдуму. Законопроект предусматривает максимальный размер арендной платы - не выше земельного налога.

Эта инициатива, по словам главного фермера Кубани Александра Шипулина, родилась в недрах краевой ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств.

- Мы ежегодно проводим свои съезды и на каждом из них обсуждаем ситуацию с лесополосами. Безусловно, они должны быть законодательно закреплены за собственниками или арендаторами земельных полей, граничащих с лесными насаждениями. Ведь они заинтересованы в получении высоких урожаев, а для этого нужно сохранять плодородие почв, защищать их от всевозможных природных катаклизмов. Однако из-за правовых нестыковок они зачастую не могут убрать нанесенный ветрами валежник с собственных полей. Прежде чем взяться за это, приходится пройти массу согласований и составлять... проект. Если фермерское поле покрылось порослью, зачем, спрашивается, требуют проект, на изготовление которого приходится тратить деньги? Фермеры готовы взяться за наведение порядка в лесополосах. Но взяться за это они могут только при поддержке государства.

Поддерживает это и кубанский губернатор Вениамин Кондратьев.

- Регион, - говорит он, - согласен сдавать в аренду смежные с сельхозземлями лесополосы без торгов и с минимальной платой. Все теперь зависит от решения федеральных властей. Ведь пару лет назад лесополосы были переданы в ведение Минсельхоза России, а мы наделены лишь некоторыми полномочиями.

Впрочем, пока далеко не все свободные землепашцы края с энтузиазмом восприняли "лесополосную" инициативу.

- Передача смежной с лесополосами земли без торгов вроде бы пряник, - говорит председатель совета АККОР Ейского района Сергей Гречищев, - но мы боимся кнута, который может обрушиться на фермерскую голову после реализации предложенной идеи. Ведь тогда моментально спрос с нас будет. А лесополосы 30 лет стояли бесхозными. Их состояние просто удручающее. Для восстановления потребуются огромные средства. А где их взять землепашцу и без того с ног до головы обложенному налогами и пошлинами?

Капитальный ремонт лесополос - дело действительно весьма затратное. По подсчетам кубанских фермеров, только раскорчевка гектара пришедших в негодность насаждений обойдется в 100-200 тысяч рублей. Поэтому без серьезной государственной поддержки в этом вопросе действительно никак не обойтись.

Комментарий

Валентина Василько, профессор Кубанского аграрного университета:

- Лесополосы, известно, сохраняют снег, талые воды, дренируют почву, гасят скорость ветра, препятствуют выдуванию гумуса из почвы. То есть они минимизируют вредное воздействие. Тем более на Кубани сложный ландшафт. Между двумя морями - предгорье, плато, урочища, все здесь можно найти. Лесополосы в подобной ситуации играют колоссальную роль. Хорошо, что губернатор края это понимает и вынес решение проблемы на федеральный уровень. Конечно, восстановление лесополос - сложный и очень затратный процесс. Нужно подобрать саженцы, грамотно выбрать породы деревьев, высаживать которые надо по заранее подготовленным проектам, по науке. Чтобы там, где это необходимо, они были продуваемые, "ажурные", а там, где нужно, стояли, что называется, стеной. В свое время лесополосы высаживались именно по таким проектам, и они наверняка сохранились в архивах. Думаю, посадка мелиоративных лесных насаждений должна быть государственной программой, может быть, в рамках нацпроекта экология, но по сути - второй план преобразования природы. И точно так же, как и первый сталинский план, реализация которого началась в 40-50-х годах прошлого века, он не будет иметь аналогов в мире.

Как вам это?

Александр Исаев, начальник управления лесного хозяйства Минприроды Оренбургской области:

- Эта проблема есть везде, где-то вопрос стоит более остро, где-то - менее. Но в нашей области эта тема не является горящей. Обращений от фермеров с просьбой передать им эти земли не поступало. Конечно, лесополосы в разной степени бесхозности есть и у нас.

Виктор Графов, директор опытной станции "Аркадакская":

- А у нас все лесополосы стоят на балансе еще с давних пор. Мы их сохраняем, не даем вырубать, хворост там собираем. Раньше более тесным было сотрудничество с лесхозом, они помечали деревья для санитарных рубок. Только фермерам, которые будут брать лесополосы, надо помнить, что им все равно придется платить за них земельный налог.

Анатолий Алексеев, и. о. директора Союза самостоятельных сельскохозяйственных организаций Белгородской области:

- Каждый растениевод знает, какое значение имеет лесополоса для пашни. Но важно и содержать эти насаждения в порядке: по своему опыту знаю, как это непросто. Нужно и убирать больные деревья, и насаживать молодые, и не давать разрастаться новой поросли на поле… Все это мы в своем хозяйстве делали, нанимая специалистов за отдельную плату. Это было просто необходимо. Расчистка лесополос и качественное их содержание под фермерским приглядом - дело нужное. Оно не только окупится повышенным урожаем, но и сохранит почву для будущих поколений.

Подготовили Валентина Зотикова, Андрей Куликов, Анна Скрипка