Декабрьские санкции меняли логистику поставок и вынуждали создавать новые инструменты для нефтяной торговли. Февральские ограничения в разы увеличивают роль на рынке крупнейших импортеров сырой нефти - Китая и Индии, которые становятся важнейшими для Европы поставщиками топлива.
Индия и Китай уже давно экспортируют нефтепродукты, но рынки сбыта у них в основном были локальные - соседние страны. Теперь же ЕС нужно заместить только по дизельному топливу (ДТ) 25 млн тонн в год поставок из России (вся Европа - более 30 млн тонн) и схожий объем по мазуту. На Ближнем Востоке избытка производственных мощностей нет, как нет их у крупнейшего экспортера ДТ - США. Эти страны уже поставляют свои нефтепродукты на европейский рынок и прыгнуть выше головы не могут.
Увеличение нефтепереработки - процесс, мягко говоря, небыстрый, отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Строительство новых НПЗ или дополнительных установок на уже функционирующих заводах требует 5-7 лет. Безусловно, ближневосточные страны попытаются "поскрести по сусекам" и повысить загрузку существующих мощностей, но о быстром развитии нефтепереработки, способном покрыть значительную долю европейского спроса, речь не идет, считает эксперт.
А вот в Индии и Китае свободные мощности есть, особенно если часть экспорта обеспечить за счет использования на внутреннем рынке топлива, импортируемого из России. А работая на дешевой, относительно других сортов, российской нефти, местные производители топлива могут снять часть европейского дефицита. И это превратит их в ключевых поставщиков топлива сразу для двух регионов. Ранее таковыми были только нефтедобывающие страны, да и то не все. К примеру, Россия была ключевым поставщиком для Европы, США - для стран Латинской Америки.
Ранее, как импортеры нефти, Китай и Индия были скорее союзниками Европы в вопросах противостояния с ОПЕК+, роста цен на сырье, увеличения добычи и прочем. Теперь же ЕС будет зависеть от них, в ближайшей перспективе, не имея никаких альтернатив. А ОПЕК+ впору расширять взаимодействие не только со странами - экспортерами нефти, но и экспортерами нефтепродуктов.
России в этой ситуации остается роль поставщика дешевого сырья в Китай и Индию. Это сильно нивелирует санкции ЕС, поскольку добыча нефти, которая наполовину зависит от объемов экспорта, - основной источник доходов нашего бюджета. А цель санкций была именно снизить доходы российской казны.
Впрочем, и здесь все пока не до конца ясно. По мнению начальника Управления аналитических исследований ИК "Ива Партнерс" Дмитрия Александрова, говорить о гарантиях объемов экспорта нашей нефти в Индию и Китай пока рано. Они готовы расширять потребление и на своем рынке, и зарабатывать на реэкспорте, но это будет определяться общей динамикой спроса и санкционным давлением. Многое зависит и от нас - насколько быстро и эффективно будет завершена перенастройка экспорта, налажены новые механизмы перевозок, страхования, торговли.
Экспорт нефтепродуктов из России в этом году может сократиться на 10-15%, считает Андрианов. Безусловно, все европейские объемы не могут быть перенаправлены в Индию и Китай. Но все же России предстоит искать и новые рынки сбыта. Не факт, что это будут какие-либо крупные потребители, нужна более широкая географическая диверсификация импорта с ориентиром на широкий круг стран-импортеров на разных континентах, отмечает эксперт.
Для Европы же такое положение означает рост цен. Во-первых, повышаются логистические издержки по доставке топлива на европейский рынок - транспортное плечо из Индии и тем более из Китая гораздо длиннее, чем из России. Во-вторых, восточные страны не преминут воспользоваться дефицитом на европейском рынке, и, скорее всего, поставки будут осуществляться по более высоким ценам, поясняет Андрианов.
С точки зрения Александрова, на ближайшее время в основных странах Европы сформирован большой запас топлива, которого может хватить на время переустройства логистики, однако сама по себе более дорогая доставка сыграет роль в росте стоимости. При этом не надо забывать, что речь идет о 10% рынка, поэтому общий эффект будет размазанным.
По мнению эксперта по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Игоря Галактионова, цены индийского и китайского топлива для Европы будут выше, чем альтернатива из России. Единственный сценарий, исключающий подорожание, - замедление экономики, которое охладит спрос, считает эксперт.