В финансовом провале Apple виноват iPhone 14?

Apple опубликовала свежий квартальный отчет, где зафиксировала 13% падение прибыли и 5% снижение выручки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это первое падение выручки за три с половиной года. Больше всего на финансовых итогах квартала сказались неважные продажи новых iPhone. Доходы от их реализации упали с 71,63 до 65,76 млрд долларов по сравнению с тем же периодом годом ранее. Почему iPhone 14 продавались хуже, чем iPhone 13? Они действительно разочаровали пользователей или есть другие причины?
Apple ошиблась в ожиданиях пользователей и не смогла чем-либо удивить.
Apple ошиблась в ожиданиях пользователей и не смогла чем-либо удивить. / Сергей Михеев

Итоги первого квартала 2023 финансового года не стали для аналитиков сюрпризом, но в целом, за исключением отлично продававшихся iPad (рост с 7,25 до 9,4 млрд долларов), показатели оказались ниже ожидаемых. Доходы от компьютеров Mac снизились с 10,85 до 7,74 млрд долларов, носимых устройств, аксессуаров и устройств для дома - с 14,7 до 13,48 млрд долларов.

Финансовый год для Apple и ряда американский компаний начинается с 1 октября предыдущего календарного года. И первый его квартал, куда входит "жирный" подарочный рождественско-новогодний цикл, интересен тем, что именно его итоги становятся первым индикатором успешности/неуспешности новых моделей iPhone, старт продаж которых обычно приходится на конец сентября - начало октября. О том, что именно iPhone 14, iPhone 14 Plus, iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max покупалась не очень хорошо, говорит зафиксированное в отчете снижение прибыли (падение выручки намного меньше, всего 5,5%). Новые iPhone - самая высокомаржинальная категория товаров Apple и именно они приносят максимальную прибыль компании.

А в чем проблема

В самой Apple "перевели стрелки" на власти Китая, которые ввели карантин на китайском заводе Foxconn по производству iPhone (тайваньская компания Foxconn является крупнейшим сборщиком устройств Apple). Карантин по утверждению менеджмента Apple сломал график поставок новых смартфонов в период горячих предрождественских продаж. Более того, после нескольких таких историй, а во время эпидемии COVID 19 местные власти вводили их неоднократно, руководство Apple, приняло решение "не складывать все яйца в одну корзину" и перенести часть производства на заводы Foxconn в Индии.

Глава сервисного центра Fixed.one, специализирующегося на технике Apple, Дмитрий Дружбин и самый популярный - 10,2 млн подписчиков - российский техноблогер Wylsacom (Валентин Петухов) также считают, что перебои с отгрузками новых iPhone, особенно популярных моделей iPhone 14 pro и iPhone 14 pro max, в ноябре, действительно оказали большое влияние на продажи и, соответственно, финансовые показатели первого квартала Apple. Тем не менее, по мнению Wylsacom, и рыночное, и финансовое положение компании выглядит сейчас стабильно и если больше не будет проблем с поставщиками и партнерами, то Apple успешно закончит 2023 финансовый год.

Отметим, что количество активных устройств Apple (использовались в последние 90 дней) продолжает расти, и к концу календарного 2022 года достигло 2 млрд.

iPhone уже не тот?

Однако не только проблемы в цепочке поставок стали причиной не самых впечатляющих продаж новых iPhone 14. Многие уверены, что имели место и маркетинговые просчеты Apple.

"Мне кажется, что одной из причин стала странная политика Apple в отношении iPhone 14 и iPhone 14 Plus. Впервые за всю историю создания iPhone все новые модели не получили обновления процессора (новый Apple A16 Bionic достался только iPhone 14 Pro и iPhone 14 Pro Max). То есть, по сути, была перевыпущена прошлогодняя модель с небольшими улучшениями. При этом в продаже были оставлены iPhone 13, iPhone 12. Соответственно многие пользователи решили, что косметические улучшения для них не очень важны и купили более дешевые старые модели", - считает Wylsacom.

А по мнению главного редактора Ferra.ru Евгения Харитонова причин снижения продаж новых iPhone несколько, но лишь одна из них касается его потребительских качеств, точнее маркетингового просчета.

"В Apple предполагали, что покупатели заждались младшей модификации iPhone с большим дисплеем. iPhone 14 Plus должен был стать бестселлером и, возможно, стать основным "просто iPhone" в следующем поколении. А на деле оказалось, что покупатели смартфонов Apple думают иначе (Think Different) и продажи распределились между "айфонами подешевле", среди которых модели 13 поколения, которые почти не отличаются по характеристикам от iPhone 14 Plus и теми, кто уверен, что "полноценный iPhone" - это только iPhone Pro. Они покупали iPhone 14 Pro, а также 14 Pro Max, но таких было меньшинство", - говорит Харитонов.

Дух времени

Помимо технических особенностей линейки iPhone 14 и ее позиционирования на рынке, на популярности новых смартфонов сказались и независящие от Apple потребительские и рыночные тенденции.

"Мы видим тренд на более редкое обновление аппаратов. Такое ощущение, что они достигли некой планки качества/производительности, после которой пользователи не видят существенного для себя повода обновлять смартфоны так часто, как раньше. Строго говоря, даже iPhone XS или iPhone 11 еще не потеряли своей актуальности для большинства пользователей", - говорит Дружбин

Невыгодное для Apple сравнение с предыдущим годом было вполне предсказуемо на фоне аномально высоких продаж гаджетов, подогреваемых сначала самоизоляцией во время пандемии COVID-19, а затем - дефицитом полупроводников. Потребители, купившие смартфоны в 2020-2021 году, не стали их менять в 2022.

"Отскок" произошел у всех вендоров минус 6% у Samsung и минус 20% у Xiaomi", - утверждает главред Ferra.ru

Чего мы ждем от iPhone?

Говоря о не самой успешной линейке iPhone в истории Apple, мы не могли не спросить у экспертов, наблюдающих за эволюцией iPhone с 2007 года, о том, что бы они хотели увидеть в iPhone 15, презентация которого этой осенью также неизбежна, как смена времен года. Вот их пожелания в адрес Тима Кука.

Дмитрий Дружбин

Это сложный вопрос, но хотелось бы чтобы Apple "запихнула" обратно камеры, которые в iPhone 14 Pro выпирают уже как-то неприлично. А так действительно Apple (и другим производителям) сейчас не позавидуешь, потому что есть все ощущения, что смартфоны - в классическом понимании - достигли своего потолка.

Евгений Харитонов

Давно пора убрать огромный вырез в дисплее. Как его ни обыгрывай с dynamic island и как не делай упор на безопасность/эффективность сканирования лица - миниатюрный вырез селфи-камеры смотрится эстетичнее и отнимает меньше площади дисплея (на компактных iPhone 14 Pro это особенно актуально).

Очень нужна быстрая зарядка. Даже с учетом того, что iPhone 14 Pro Max с 4323 мАч равен по автономности Samsung Galaxy S22 Ultra с 5000 мАч, сложно оправдать тот факт, что айфон с меньшим аккумулятором заряжается в два раза медленнее. Не говоря уже о том, что за 550 долларов есть Xiaomi и другие китайские смартфоны, способные зарядить 5000 мАч с 0% до 100% за 19 минут.

Подошло время обновление дизайна трехлетней давности. Со времен iPhone 11 Pro образца 2019 г. корпус последующих Айфонов облагораживали лишь мелкими штрихами и акцентами, но они незначительны и не бросаются в глаза. Достаточно взглянуть на другие флагманские смартфоны 2019 г. (Samsung Galaxy S10+, Huawei P30 Pro, Xiaomi Mi 9), чтобы понять, как много изменилось в индустрии и какими "одинаковыми" остались iPhone. Дизайн, безусловно, узнаваемый и привлекательный, но время не стоит на месте и Apple стоило бы его законсервировать в модели класса "классика для гурманов"

Wylsacom

Хотелось, чтобы Apple как следует поработала над iOS. В этом году будет своеобразный юбилей, 10 лет с появления iOS 7, которая изменила подход к созданию мобильных операционных систем. Тонкие линии, плоский дизайн, размытие и другие элементы iOS 7 перевернули представление об интерфейсе мобильных OC и приложений. Хотелось, чтобы в iOS 17 это как-то "обыграли".

Что касается железа, то надеюсь , что в этом году iPhone получит камеру-перископ. Возможно, появится какая-то технология, которая уже хорошо зарекомендовала себя на Android-устройствах. Это как раз в стиле Apple дорабатывать и внедрять технологии, которые достигли определенного уровня зрелости. Так, например, это случилось с OLED-дисплеями.