Импорт шампанского по итогам прошлого года вырос на 10%, привели данные участники "АлкоКонгресса" на выставке "ПродЭкспо". Производители, покинувшие российский рынок, потом очень хотели попасть в список параллельного импорта, рассказал коммерческий директор ГК "Ладога" Дмитрий Исаченков.
При этом и производство российского игристого прибавило примерно четверть. С тихими винами - похожая картина. Основные наши поставщики - Италия и Испания - существенно нарастили продажи.
Но, как утверждает исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников, отечественное вино уже не готово уступать полку иностранцам. Российские виноделы за несколько лет совершили качественный рывок, какой в других странах занимал десятки лет.
Получил толчок к развитию также сегмент производства виски, рассказал секретарь рабочей группы Росалкогольрегулирования по легализации малых винокурен Руслан Брагин. По его словам, аналог виски - хлебное вино - делали в России еще в XVI веке. Мастер-блендер Кемлянского винокуренного завода Геннадий Селиванов утверждает, что наш виски больше похож на шотландский.
Даже импортное пиво понемногу возвращается в Россию. Как пояснил "РГ" исполнительный директор Ассоциации производителей пива Вячеслав Мамонтов, поставки импортного пива начиная с весны падали, но потом стабилизировались.
"Провал был связан с логистикой. Сейчас произошло восстановление с учетом того, что наши крупные международные компании являются теми же поставщиками и своего портфеля, который существует на международных рынках", - уточнил он.
По его словам, последние годы сегмент импортного пива растет: с 2016 по 2021 год объемы выросли примерно в три раза. Тем не менее он занимает всего около 2% от общего объема потребления в стране.
"Сказываются санкционные моменты. Но у нас компании в России развивают производство лицензионных сортов, они никаким образом не отличаются от импортных. Выпуск по лицензии - это соблюдение всех требований по качественным, технологическим характеристикам, по составу продукта они идентичны тем, что производят в Европе", - говорит Мамонтов. По его мнению, импорт вряд ли будет конкурировать с лицензионными сортами - у каждого есть свой потребитель.
По данным исследовательской компании NielsenIQ, доля продаж локального пива в России по итогам 2022 года составила 67,8% в натуральном выражении. За счет роста цен (прежде всего на импорт) динамика продаж пива ускорилась на 12,9%, хотя в натуральном выражении продажи остались почти на прежнем уровне (минус 0,1%).
В целом продажи алкоголя (без учета пива) выросли на 10% в денежном выражении и на 3,5% - в натуральном. Стремительный рост показали продажи джина (плюс 41%). А вот продажи шампанского и коньяка упали на 26% и 25% соответственно. Также упали продажи текилы (на 20%). Вот этот напиток у нас точно не получится импортозаместить.