Названы главные риски для российского АПК

Избыток урожая, дефицит семян, доступность техники и оборудования, а также нехватка квалифицированных кадров - четыре ключевых риска, которые стоят перед российским АПК. К таким выводам пришли эксперты "Яков и Партнеры" (создана на базе российских активов американской консалтинговой фирмы McKinsey & Company) по результатам опроса специалистов и руководителей агрокомпаний в декабре 2022 года.
Сергей Мальгавко/ТАСС

Прошлый год оказался рекордным для российского АПК. Но в результате десятки миллионов тонн зерна, скорее всего, перейдут в запасы в следующий сезон. И почти половина опрошенных не знают, что делать с этими излишками.

Эксперт "Яков и Партнеры" Алексей Порошкин считает, что конечные запасы зерна в сезоне 2022/23 могут составить 26 млн тонн, из которых порядка 17 млн тонн - пшеница. Таким образом, в зоне риска, обычно связанного с долгосрочным хранением зерна, оказываются запасы на сумму около 260 млрд рублей. Если не экспортировать более 4 млн тонн зерна в месяц, эта сумма может вырасти еще.

Экспорт и прибыль аграриев могли бы быть больше, если снизить экспортные пошлины. Но тогда удержать цены на продукты питания и корма для животных будет сложнее.

Такая ситуация снижает маржинальность производителей пшеницы. Так, по сравнению с прошлым годом она скорее всего снизится в 1,6 раза и в три раза - по сравнению с сезоном 2020/21. Если эти тренды сохранятся, производство зерновых, в частности пшеницы, может снизиться на 13-19% уже в сезоне 2023/24, прогнозируют в "Яков и партнеры".

Также беспокойство аграриев вызывает доступность качественного семенного фонда. "Несмотря на то, что ряд хозяйств пока еще имеют необходимые запасы на ближайший сезон, уже сегодня стоит начать стимулировать развитие каналов поставок семенного фонда через альтернативных поставщиков. А также развить финансирование разработки и, главное, внедрения и продвижения отечественных сортов", - говорит один из соавторов отчета Виктория Могилюк.

Ключевой проблемой аграрии называют отсутствие возможности закупать и обслуживать самоходную технику. На неудовлетворительную обеспеченность, например, тракторами указали 34% опрошенных, на проблемы с комбайнами - 25%, с прицепным оборудованием - 11%.

"Практически весь спектр техники, необходимой для работы в поле, требует ускоренных процессов локализации - от целых агрегатов до отдельных узлов, комплектующих. В целом было бы целесообразным создать единую аналитическую платформу, позволяющую мониторить ситуацию с запасами, агротехникой и семенами и балансировать усилия отдельных компаний в масштабе страны. Другой поддерживающей мерой могло бы стать наращивание объемов госзакупок готовой продукции. Это вместе с развитием новых экспортных коридоров, например через Турцию, Китай и Иран, может превратить текущую ситуацию в "окно возможностей" и сделать страну не только главной зерновой державой, но и основным мировым экспортером сельхозпродукции в целом", - считает Алексей Порошкин.

В исследовании приняли участие аграрии из 96 компаний в 20 областях четырех федеральных округов с общим земельным банком 3,3 млн га от 20 тыс. до 120 тыс. га.