Как такое вообще возможно? Как вовремя заметить, что с ребёнком что-то не так? Что поможет избежать катастроф, подобных химкинской?
На эти вопросы "Российской газете" отвечает доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Гуманитарного института Российского нового университета Александр Огнёв.
Александр Сергеевич, почему не удалось предотвратить трагедию?
Александр Огнев: Потому что у нас нет глобального психологического мониторинга в школах. А он необходим. Психолога надо вернуть в школу. Да и сами педагоги должны заниматься детьми и понимать, с кем имеют дело, вовремя замечать тревожные сигналы в поведении ребенка и оперативно реагировать на них.
Что нужно делать, чтобы не допускать открытых конфликтов?
Александр Огнев: Должна проводиться не ситуативная - когда что-то уже случилось, а системная работа по обеспечению элементарной безопасности в школах. В мировой авиационной практике, например, для обеспечения безопасности есть система так называемых добровольных сообщений. Если кто-то нарушает существующие правила, то любой член авиационного отряда - не обязательно лётчик - должен отправить доклад "наверх", чтобы соответствующие органы приняли меры. В школах мы также должны сформировать культуру безопасности, перейдя от реагирования на трагические факты к внимательной работе по их предотвращению. Неужели спокойный, уравновешенный ребенок вдруг взялся бы за нож?!
Говорят, эта девочка была "тихоней"...
Александр Огнев: Это другая сторона "медали". Чересчур тихий, замкнутый ребёнок - тоже "звоночек". Но мы его, увы не слышим... Не надо игнорировать сигналы.
Надо принимать законы, которые защищают детей. Горе и там, и там. Жаль и того ребенка, который пострадал, и того, которому вовремя не помогли выбраться из внутренней ямы, не показали специалисту, не изолировали, наконец, если того потребовало бы его состояние.
Если в школе есть психолог, сколько раз он должен встречаться с каждым школьником?
Александр Огнёв: Здесь нет универсальных рецептов. Разные ситуации и разные дети. С одним школьником психолог однажды повстречался - и достаточно. А с другим ребенком встречи должны быть регулярными, потому что этого требует его психологическое состояние. А с кем-то должен встречаться даже не психолог, а психиатр.