Жительницу костромского городка Буй наказали за детский плач

В дежурную часть горотдела МВД в Буе 20 декабря позвонила гражданка Гребнева с улицы Ленских событий. Женщина пожаловалась на шум у соседей сверху: дети кричат и мешают спать, нарушая региональный закон о тишине. И грозная машина правопорядка оперативно заработала. Звонок, скажем, поступил в 23:04, то есть через четыре минуты после оговоренного в законе срока "тишины". А уже в 23:10, судя по полицейскому протоколу, представители закона оказались на месте происшествия и проверка заявления была завершена. Факт нарушения подтвердился. Чудеса оперативности. Но дело не в этом.
Татьяна Короткова: Ну скажите, если мои сорванцы спать не ложатся и ноют во все горло, надо их связать и кляп в рот засунуть?
Татьяна Короткова: Ну скажите, если мои сорванцы спать не ложатся и ноют во все горло, надо их связать и кляп в рот засунуть? / Из архива Татьяны Коротковой

Комиссия по административным правонарушениям рассмотрела протокол и приговорила оштрафовать мать шумных детей, 42-летнюю Татьяну Короткову, на три тысячи рублей.

Возможно, подумал, мать ведет неподобающий образ жизни и дети находятся без присмотра. Но выясняется, что Татьяна Короткова - заботливая мама, известная спортсменка, мастер спорта международного класса по спортивной ходьбе, финалистка множества национальных и международных турниров. Работала тренером в Подмосковье, а когда один за другим родились двое детей, вернулась в Буй. Они с мужем купили квартиру в ипотеку, и в апреле 2021-го въехали в нее.

Но радости новоселам это не принесло. Сразу не заладились отношения с соседкой. После вселения Гребнева зашла к ним и строго сказала: "После 20 часов не шуметь. Дети должны спать, кранами тоже не пользоваться". Как-то не нагулявшийся вдоволь двухлетний сын Татьяны заревел на лестнице. Гребнева выскочила мгновенно - словно ждала за дверью, - и наорала на малыша. Потом приходила еще, ругалась уже площадно. "Не надо кричать, - заметила ей Короткова. - Если считаете, что я нарушила ваши права, вызывайте милицию". Гребнева так и сделала. Она написала на соседей сверху пять заявлений... Но до штрафа дошло только последнее.

- Получается, меня оштрафовали за то, что у меня есть дети, - недоумевает Татьяна. - Их приравняли к хулиганам, которые орут, дебоширят, распивают спиртное и слушают громкую музыку. Если ребенок просит кучу конфет и при этом плачет на весь подъезд, мы должны скормить ему конфеты, чтобы не нарушать покой соседки? А если спать не ложится и ноет во все горло, надо его связать и кляп в рот засунуть?

Детям Коротковой два и три года. Правонарушители и впрямь чересчур малолетние. Административная комиссия то ли обработала протокол, не вникая, то ли тоже имеет шумных соседей. Не исключен и третий вариант, на котором настаивают комментаторы в соцсетях - "душевное нездоровье чиновников".

Однако поражает в любом случае позиция мэрии Буя. Они назвали решение по шумящим детям обоснованным и правильным. Хотя главный аргумент был такой: "Женщина согласилась с обвинением, о чем имеется ее собственноручная подпись в постановлении. При определении наказания было учтено смягчающее обстоятельство: что правонарушение совершено впервые". По их мнению, получается, что Короткова еще легко отделалась, могли "закатать" сильнее.

Правда, Костромская прокуратура придерживается другой точки зрения. Она признала решение административной комиссии, оштрафовавшей на 3000 рублей Татьяну Короткову, неправомерным. Надзорное ведомство намерено обратиться в суд с требованием отменить наказание. Хотя аргументы выбраны, мягко скажем, формальные: шумели, мол, дети, не достигшие возраста административной ответственности, а наказали их мать. Ведь в силу закона родители несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетних .

Так или иначе, но выписанный за детский плач штраф вызвал недовольство практически у всех: у самой Коротковой, прокуратуры и жителей райцентра, разразившихся шумным шквалом гневных комментариев в соцсетях.

Компетентно

Станислав Рывкин, адвокат:

- В подобных делах формализм, которым зачастую грешат уполномоченные органы, недопустим. Одно дело явное бездействие родителей: взрослые сами провоцируют ребенка, бьют его или оставляют без присмотра. Но если причины создаваемого ребенком шума объективны и во многом определены его возрастными особенностями? Допустим, ребенок плачет, потому что ему больно, а родитель ничего с этим поделать не может. То есть само по себе неполное выяснение обстоятельств должно являться основанием для отмены решения о привлечении родителей к ответственности.