Для развития авиаперевозок необходимо улучшать транспортную инфраструктуру (аэропорты), обновлять парк самолетов и делать более доступными билеты. Именно в этих трех направлениях идет работа по развитию маршрутов в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера, больше всего нуждающихся в эффективной работе авиации.
Историю освоения Арктики сложно представить без гражданской авиации, ведь там - огромные расстояния, труднодоступные территории.
- Когда в Западной Сибири нашли запасы нефти и газа, не было вообще дорог, все трудности по доставке грузов и людей легли на плечи авиаторов. Возили геофизиков и геологов, строителей и бурильщиков, речников и поваров. В любую погоду садились на песок и только мечтали об оборудованных площадках, - вспоминает председатель Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Ямкин.
По данным департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, в прошлом году на территории автономного округа работало 15 авиакомпаний. По итогам 2022-го общий пассажиропоток в регионе приблизился к двум миллионам человек, что на 124 тысячи больше, чем в 2021-м. Самые популярные точки посещения в других регионах - Тюмень и Москва, на внутренних самолетных рейсах больше всего пассажиров перевозится между Салехардом и Новым Уренгоем, а также Ноябрьском.
Увеличению пассажиропотока и расширению географии полетов во многом способствует субсидирование: за последние несколько лет таких рейсов стало больше почти в пять раз. В 2022-м регион компенсировал затраты авиаперевозчиков по 33 межрегиональным и 30 межмуниципальным направлениям, включая 28 вертолетных. Какие-то из них - регулярные, другие запускают в период весеннего ледохода и в ноябре, когда катера по рекам ходить уже не могут, а зимники еще не намерзли. К примеру, между Салехардом и Лабытнанги всего 17 километров по прямой, но их разделяет Обь, так что дорога по воздуху очень востребована. Взрослый билет здесь стоит 1210 рублей, детский - 605.
Что касается инфраструктуры, сегодня на Ямале действуют 24 вертодрома и семь аэропортов, которые принимают и отправляют людей и товары внутри региона и за его пределы. Ведомственные авиаузлы (Ямбург, Бованенково, Сабетта и Утренний) обеспечивают вахтовые и грузовые перевозки. Начиная с 2019 года многие воздушные гавани пережили модернизацию. В частности, в 2020-м было приобретено 77 единиц спецтехники и оборудования для аэропортов Салехарда, Надыма, Красноселькупа. 9 февраля 2023 года состоится официальное открытие нового аэровокзала в Новом Уренгое: пропускная способность терминала увеличится в два раза.
Для местного населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, малая авиация - единственный круглогодичный вид транспорта. Ждут рейса пассажиры в модульных аэровокзалах, современных и комфортных. Например, такой павильон сдали в прошлом году в селе Новый Порт по госпрограмме "Развитие транспортной инфраструктуры": на 70 квадратных метрах уместились зал ожидания на 24 кресла, авиакасса и санузел. Похожие аэровокзалы появились в 2022 году в селах Антипаюта, Гыда, Питляр, Овгорт и Горки, объект в Кутопьюгане - в стадии завершения.
Единственным видом транспорта авиация остается и для многих населенных пунктов, разбросанных по огромной территории Якутии. Поэтому в республике с нетерпением ждут возрождения малой авиации, которое медленно, но верно прорисовывается в будущем.
Сегодня в Якутии насчитывается 159 авиаплощадок и 31 аэропорт, большинство из которых построено в середине XX века. Благодаря федеральному комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года должны обновиться 15 республиканских аэропортов. На эти цели выделено 38,6 миллиарда рублей из федерального бюджета.
В конце минувшего года были введены в строй четыре реконструированных аэропорта в Депутатском, Белой Горе, Хандыге и Сангаре. В этом году планируется завершить работу еще в шести аэропортах: Вилюйске, Олекминске, Нерюнгри, Усть-Нере, Черском и в столице республики - Якутске.
В аэропортах реконструируют аэродромную инфраструктуру, строят новые аэровокзалы, склады и производственные здания, автодороги, объекты энергетического хозяйства, резервуары для хранения ГСМ. В 9 аэропортах из 15 обновят взлетно-посадочные полосы, в том числе в международном аэропорту Якутска.
Однако для обеспечения транспортной доступности этого недостаточно. Руководство республики ставит перед федеральным правительством вопросы о реконструкции еще пяти аэропортов в Ленске, Усть-Куйге, Зырянке, Магане и Полярном.
- Необходима реконструкция всех аэропортов с учетом строительства взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием и реконструкции посадочных площадок в труднодоступных населенных пунктах. А также обеспечение их работы вне регламента путем увеличения финансирования федеральных казенных аэропортов и внедрения автоматизированных систем обеспечения полетов, создание условий для развития малой авиации и, самое главное - повышение ценовой доступности авиационных перевозок за счет субсидирования из бюджета, - считает министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев.
Но проблема не только в аэропортах. В настоящее время перевозки по внутрирайонным направлениям осуществляются на воздушных судах Ан-2/Ан-3, Л-410, Ми-8. Проработавшие несколько сроков эксплуатации воздушные суда малой авиации стремительно выходят из строя. Впрочем, ожидается, что в скором времени этот список пополнится отечественным самолетом ЛМС-901 "Байкал".
- При утверждении бюджета на 2022 год мы записали в постановлении пункт о дополнении стратегии по малой авиации. В части ремонта, реконструкции аэропортов она выполняется, но что касается воздушных судов, то по ней мы не сдвинулись, - отметил заместитель председателя республиканского парламента Виктор Губарев.
Через два года авиация Якутии отметит свое 100-летие. Несложно догадаться, какой подарок будет лучшим для северных авиаторов и всех жителей республики.
В Поморье и в соседних регионах российского Севера открытию новых и возвращению старых авиационных маршрутов в немалой степени способствуют выделяемые авиаперевозчикам субсидии. К примеру, в январе в Архангельской области возобновилось регулярное авиасообщение между Котласом и Санкт-Петербургом: популярный у жителей южной части региона маршрут субсидируется из областного бюджета, а работает на нем перевозчик из Вологды. Авиакомпания выполняет рейсы на отечественном самолете Як-40 два раза в неделю.
В Ненецком автономном округе (НАО) дополнительные субсидированные рейсы в этом году планируется выполнять по восьми направлениям, среди которых Архангельск, Казань, Екатеринбург, Киров, Уфа.
В соседнем регионе - Республике Коми - ранее были запущены новые авиарейсы из Сыктывкара в Архангельск, Казань и Екатеринбург. Полеты выполняются два раза в неделю. Сейчас решается вопрос о запуске маршрута Сыктывкар - Санкт-Петербург и обратно с объемом финансирования 11 миллионов рублей.
Развитие авиасообщения предполагает улучшение инфраструктуры, а именно аэропортов. Главное ожидаемое событие Поморья здесь - реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Архангельск. Начало работ запланировано на май.
Тем временем в Республике Коми строят новые посадочные площадки для вертолетов в небольших населенных пунктах. Две таких появились в селе Усть-Илыч и деревне Еремеево Троицко-Печорского района. Их сооружение обошлось в шесть миллионов рублей, половина из которых - муниципальные средства.
И, конечно, стоит обратить внимание на развитие авиапарка. Большинство полетов в труднодоступные точки Арктики по-прежнему выполняет легендарный ветеран российской авиации - Ан-2. На смену этой рабочей лошадки должен прийти легкомоторный самолет "Байкал". Но поскольку его производство, по информации Минтранса России, должно начаться только в следующем году, Ан-2 еще предстоит немало поработать.
В авиапарке Нарьян-Марского авиаотряда шесть "Аннушек" - более полувека они выполняют рейсы в поселки и села ненецкой тундры. На авиапредприятии считают, что возраст воздушного судна с безопасностью полетов не связан.
- В авиации, как и в целом в технике, год выпуска не имеет практического значения. Здесь важен лишь остаточный ресурс, причем он рассчитывается одновременно в часах, в циклах "взлет-посадка" и в годах. Есть строгие регламенты, согласно которым каждый борт при отработке определенного ресурса проходит техническое обслуживание и ремонт, - отметил глава Нарьян-Марского авиаотряда Валерий Остапчук.
Тем временем переход на новую технику уже идет, малую авиацию НАО пополняют вертолеты - за последние годы появилось шесть новых машин.
В Архангельске в прошлом году несколько "Аннушек" были отремонтированы на Московском авиационно-ремонтном заводе. Закупается и новая авиатехника для малой авиации - в 2019 году приобрели два чешских Л-410 последнего поколения с мощными двигателями и увеличенной дальностью полетов.
В Республику Коми в начале декабря прибыл новый вертолет Ми-8МТВ-1. Его будут использовать для пассажирских, коммерческих перевозок, санитарной авиации и лесоохраны. До конца первого квартала 2023 года региональное правительство планирует восстановить летную годность еще шести вертолетов, для этого из республиканского бюджета выделено 364 миллиона рублей.