- В процентном соотношении от общего количества проектов, поддержанных в рамках конкурсов "Коммерциализация - Импортозамещение", более четверти - проекты из ПФО, - рассказал представитель фонда Александр Овчинников.
В прошлом году 48 приволжских компаний привлекли средства Фонда содействия инновациям на расширение своих высокотехнологичных проектов. Каждая компания могла претендовать на сумму до 30 млн рублей. В целом по программе "Коммерциализация - Импортозамещение" в ПФО поступило более 1,2 млрд рублей.
Кировская компания выводит на рынок натуральное моющее средство в новой для предприятия форме - таблеток для посудомоечных машин. Имеющиеся производственные мощности не позволяют закрыть потенциальный спрос.
- Когда многие западные бренды заявили об уходе с российского рынка, мы рассчитывали на освобождение рыночных ниш. Но товары остались на полках. Поэтому мы решили не рисковать, отказались от получения коммерческого кредита и стали рассматривать другие способы привлечения средств, - рассказывает создательница фирмы по выпуску натуральной косметики и бытовой химии Екатерина Матанцева.
Летом прошлого года она решила подать заявку на грант, благо опыт участия в конкурсах имелся: именно средства по одной из госпрограмм стали маленьким, но важным стартовым капиталом для ее бизнеса.
А у сотрудников компании из Удмуртии, которая конструирует и поставляет на рынок промышленное оборудование, раньше такого опыта не было.
- Увидели рассылку от фонда, посмотрели информацию о компаниях, которые получали подобные гранты, и решили, что это нам по силам, - вспоминает коммерческий директор фирмы Василий Малых.
Инженеры компании разработали модель двухконтурной газовой горелки, которая резко повышает эффективность использования попутного нефтяного газа. Какое-то время предприятие предпочитало заказывать комплектующие для их изготовления на стороне, но обстоятельства потребовали наладить их изготовление у себя. Победа в грантовом конкурсе давала шанс на развитие инновационного бизнеса.
"Мобильные станки незаменимы для проведения ремонтных работ прямо на месте эксплуатации узлов, например газового или нефтяного оборудования, для ремонта теплотрасс, трубопроводов, промышленных коммуникаций". Технический директор научно-производственного предприятия из Удмуртии Александр Луппов как будто зачитывает абзац из фирменного информационного буклета или из конкурсной документации.
Грант, полученный на организацию производства мобильных станков, не благотворительность, а конкурс - не лотерея. Как и у банка, у организаторов конкурса "Коммерциализация - Импортозамещение" есть свои цели. Они не связаны с извлечением понятной для всех коммерческой прибыли. Участникам нужно обосновать два важнейших качества своего продукта: востребованность рынком и инновационность.
- Еще при подготовке заявки я акцентировала внимание всей команды на том, что если для нас потребность в товаре кажется очевидной, то не факт, что члены комиссии ежедневно пользуются посудомоечными машинами и тем более сами приобретают необходимые средства. Такой подход помог сфокусироваться на наиболее важных характеристиках, - рассказывает Екатерина Матанцева.
Кроме логических аргументов требуется и документальное подтверждение. Наиболее выигрышным являются действующие заказы или гарантийные письма от крупных федеральных или компаний. Для фирмы по выпуску косметики таким подтверждением стали гарантийные письма от крупных розничных сетей.
Документально подтвердить то, что продукт - на самом деле новинка, для некоторых участников конкурса оказалось даже проще. По словам топ-менеджера удмуртской компании-поставщика промышленного оборудования Василия Малых, реальность получения гранта практически гарантировало наличие у компании нескольких патентов и авторских свидетельств.
Этот очевидный аргумент подтверждения инновационности работает не всегда, ведь есть отрасли, где опасно раскрывать состав продукта или способ его производства. Например, косметическая фирма как способ защиты авторских прав использовала режим ноу-хау, а качество товара доказала результатами тестирования продукции в независимой лаборатории.
Сейчас победители конкурса 2022 года уже получили первые транши и рассматривают дополнительные варианты использования оборудования, которые приобретают с использованием грантовых средств. Василий Малых задумывается о новых проектах, которые его фирма сможет реализовать благодаря формированию собственной производственной базы. А Екатерина Матанцева знает, какую продукцию будет выпускать на новой линии по таблетированию помимо заявленного на конкурс моющего средства.