Створка иконы, монеты и часть бревенчатой дороги. Пермские археологи нашли артефакты, проливающие свет на развитие города

Более 1650 индивидуальных древних находок - итог работы одной из команд Камской археологической экспедиции ПГНИУ с января по конец апреля прошлого года на территории социокультурного пространства "Завод Шпагина". Предметы, пролежавшие под глубоким слоем почвы не одну сотню лет, дают представление о том, как строился и развивался город Пермь, какие привычки и увлечения были у его первых жителей.
Участник Камской археологической экспедиции Мария Мингалева рассказывает об уникальных находках на территории "Завода Шпагина".
Участник Камской археологической экспедиции Мария Мингалева рассказывает об уникальных находках на территории "Завода Шпагина". / ПГНИУ

Пермь молодая

Напомним, на территории социокультурного пространства "Завод Шпагина" в обозримом будущем появится новое здание Пермской художественной галереи. В соответствии с законодательством о сохранении культурного наследия до начала строительства участок предоставлен археологам ПГНИУ для проведения раскопок. Благодаря постройке отапливаемых ангаров работы велись в том числе в зимнее время.

- Самые ранние наши находки на территории завода Шпагина датируются первой половиной XVIII века, - пояснила сотрудница Камской археологической экспедиции Мария Мингалева. - Именно в это время создавалось первое промышленное предприятие города - медеплавильный завод на реке Егошихе. Находки более поздних периодов связаны со становлением Перми как губернского города и его дальнейшим превращением в индустриальный мегаполис. В частности, они рассказывают об истории паровозоремонтного завода.

По словам Марии Мингалевой, среди индивидуальных находок много монет. В основном это пятаки времен Екатерины II. Но есть и более раннего производства - серебряные чешуйки, которые чеканились при Петре I.

Еще одна уникальная находка - часть (створка) складной медной иконы. Она достаточно миниатюрна - всего два с половиной сантиметра в ширину и пять сантиметров в высоту. Предположительно, складная икона содержала шесть образов, то есть по три на каждой створке. Такие иконы обычно брали в дальнюю дорогу.

Кроме того, археологами найдены статуэтки, пуговицы, фрагменты керамической посуды, предметы быта, женские украшения. Есть и детские игрушки, но очень мало. Это свидетельствует о том, что в заводском поселке проживало не так много семей с детьми.

Большинство находок хорошо сохранились - влажный грунт плохо пропускает кислород. Поэтому среди них есть кожаная обувь, лапти, берестяные сумки-туеса и другие предметы из растительных материалов, которые при другом стечении обстоятельств время не пощадило бы.

Главное открытие археологов - фрагмент бревенчатой дороги и элементы дренажной системы, датируемые первой половиной XVIII века. Ученые считают, что это часть Соликамского тракта - первой и главной государственной пермской магистрали, соединившей Егошихинский завод с Мотовилихинским, Оханским, Юго-Камским и Соликамским заводами. К сожалению, разместить в музее экспонат невозможно, он останется только на фотографиях.

Все индивидуальные археологические находки были представлены в цехе № 4 социокультурного пространства

"Завод Шпагина". Здесь же ученые-археологи выступили с лекциями о проведенных раскопках и их значении для науки. В дальнейшем все находки будут переданы в Пермский краеведческий музей, где продолжится их изучение.

Древнее селища

По словам директора Камской археологической экспедиции ПГНИУ Михаила Перескокова, за год было проведено немало разведочных археологических работ. В результате участникам экспедиции удалось обнаружить несколько новых исторических памятников. Два из них - поселения людей, живших в эпоху раннего железного века (первая половина I тысячелетия до нашей эры). Они расположены рядом с другими историческими памятниками ананьинской и гляденовской культуры на территории Пермского района. Вероятно, оба поселения принадлежали одной общине, где проживали предки современных пермяков.

- В эпоху Великого переселения народов (IV-VIII века нашей эры) жители этих поселений покинули родные места и ушли на север и юго-восток, на более мелкие притоки Камы, - пояснил Михаил Перескоков. - Причиной стали климатические явления: широкая камская пойма, которая на протяжении нескольких тысячелетий была основным ресурсом и местом проживания людей, заболачивалась и становилась непригодной для ведения привычного хозяйства, основанного на скотоводстве.

Загадка Гражданской войны

В Перми стартовала уникальная поисковая экспедиция Русского географического общества. Ученые и дайверы попытались разобраться в одной из самых интересных загадок в истории Гражданской войны в Прикамье - затоплении речного флота адмирала Александра Колчака. Перед экспедицией, длившейся неделю, были изучены архивные документы, чтобы определить точный периметр поисков. В результате дайверы и подводные приборы обнаружили три судна времен Гражданской войны.

- Из официальных источников известно, что Камская флотилия Колчака насчитывала около 200 судов, - пояснил доцент кафедры истории и археологии ПГНИУ Григорий Головчанский. - В акватории Камы, Чусовой и Сылвы в конце 1918 года находилось огромное количество лодок, барж, кораблей, ранее курсировавших по Каме и Волге. Часть судов переоборудовали для последующего участия в военных действиях.

В 1919 году при отступлении из Перми белых войск большая часть кораблей речной флотилии сгорела в порту Левшино в результате пожара на складе с топливом. Корабли были сожжены намеренно или их гибель оказалась случайной? На этот вопрос еще предстоит ответить ученым.