По подсчетам Минфина, общая задолженность регионов страны за 2022 год приблизилась к 2,8 трлн рублей, увеличившись на 12,7 процента к показателю 2021-го. ПФО с 565,5 млрд рублей отстает от лидера - ЦФО - более чем на 200 млрд рублей. На остальные федеральные округа приходится примерно столько же, сколько и на двух лидеров. При этом Поволжье лидирует по суммам новых займов - прирост за год составил почти 86 млрд рублей. В пятерке главных заемщиков страны - Татарстан и Нижегородская область.
Рост показателей госдолга не означает, что субъект находится в тяжелом положении и не может отвечать по своим обязательствам, считает гендиректор юридической компании "Гебель и партнеры" Сергей Гебель. В большинстве случае субъект продолжает исполнять свои социальные гарантии и жителям не о чем беспокоиться.
- Получение заимствований - действенный способ антикризисного управления, и не прибегать к нему было бы нерационально. С учетом реализации различных антикризисных программ можно предположить, что размер долга регионов будет увеличиваться. При этом вряд ли он достигнет критических значений и повлечет внешнее финансовое управление со стороны Минфина РФ, - поясняет юрист.
Ничего странного в таком положении дел не видит и Маргарита Васюнина, кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ. Степень опасности госдолга стоит оценивать с точки зрения его качества, а сегодня это в основном бюджетные кредиты. По словам Васюниной, они наименее обременительны и наиболее полезный источник дополнительных ресурсов.
По данным минфина, 71 процент госдолга субъектов - как раз займы, выданные федеральным правительством. В ПФО самыми крупными бюджетными клиентами в 2022 году стали Татарстан, Нижегородская, Саратовская области и Удмуртия. А вот коммерческие банки почти ушли из кредиторов. В ПФО с ними продолжают работать лишь пять субъектов.
- Плата за бюджетные средства минимальна - три процента годовых, что существенно ниже рыночной ставки кредитования. Нижегородская область не является исключением: 69 процентов долговых обязательств на 01.01.2023 приходится на бюджетные кредиты, 31 процент - на государственные ценные бумаги и государственные гарантии. Задолженности перед кредитными организациями нет. Кроме того, график погашения по принятым долговым обязательствам не снижает устойчивости бюджета области, - говорит Васюнина.
Большой объем долга может не вызывать опасений, если собственные доходы региона достаточны для погашения, полагают эксперты. В этом случае интереснее посмотреть на долговую нагрузку субъектов - отношение долга, включая государственные гарантии, к сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета территории, предлагает Татьяна Крейденко, доцент экономического факультета РУДН.
- Долговая нагрузка у регионов ПФО в среднем менее 54 процентов. У Самарской области и Пермского края она вообще нулевая, а значит, регионы закрывают долг собственными доходами. Самая большая - почти 105 процентов - в Республике Мордовия, но по сравнению с прошлым годом и она существенно упала: в 2021-м долг Мордовии был в 1,8 раза больше, чем ее доходы, - пояснила Крейденко.
Именно Мордовия стала примером, как выходить из сложной из ситуации. В 2018 году в республике из-за госдолга была введена бюджетная мера принуждения: наложены штрафы по безусловному взысканию обязательств и установлены многочисленные запреты, в том числе на капитальные вложения. Затем в регионе сменилось руководство, а федеральный центр безвозмездно направил средства на погашение части задолженности. И сегодня Мордовия уже в числе немногочисленных, но перспективных субъектов в части снижения долговой нагрузки.
Оптимистично настроены и в Удмуртии, где госдолг тоже подходит к 100 процентам. При этом глава заявляет о готовности увеличить размер обязательств, в том числе для реализации национальных проектов. Сегодня сумма всех заимствований республики равно 68,75 млрд - бюджет субъекта почти такой же. Но если разделить цифру на всех жителей региона, то получается, что каждый должен всего по 47 тысяч рублей.