Почему южане отказываются от покупки парковок в жилых комплексах

Автомобилисты юга не желают покупать парковочные места для своих машин, да и девелоперы стали реже оборудовать паркинги в новостройках. Минстрой призывает уменьшать нормативы парковочных мест при возведении жилых комплексов и заняться общественным транспортом. Как сложилась ситуация с парковками на юге?
Автолюбители ставят свои машины вдоль дороги или втискиваются во дворы, чтобы не платить за парковку. Но закончиться это может эвакацией авто на штрафплощадку.
Автолюбители ставят свои машины вдоль дороги или втискиваются во дворы, чтобы не платить за парковку. Но закончиться это может эвакацией авто на штрафплощадку. / Александр Кряжев/РИА Новости

На Дону предпочитают не платить

Эксперты отмечают, что спрос на машино-места в стране за год снизился в среднем на 20 - 25 процентов. Основная причина - растущая цена жилой недвижимости. Учитывая, что квартиры часто приобретают на заемные средства, люди стремятся снизить долговую нагрузку и отказываются покупать вместе с жильем парковочное место.

В Ростове проблема с парковками стоит очень остро. И если в элитных новостройках, как правило, предусмотрены подземные паркинги, то более бюджетные варианты этого лишены. Да и большая часть квартир, как говорят в агентствах недвижимости, продается сегодня в ипотеку. Покупателей интересуют, в первую очередь, жилые квадратные метры, и они ориентируются на местоположение дома и планировку квартиры. Но все же парковочные места выкупаются, да и для застройщика это огромный рекламный бонус, если они есть. Правда, стоимость колеблется от 600 тысяч рублей до полутора миллионов. При этом хватает места далеко не всем, а в число заявленных парковок застройщик нередко включает и прилегающую территорию.

По правилам количество парковочных мест в новостройке должно быть предусмотрено в расчете 350 на 1000 жителей. Причем десять процентов машино-мест должны быть предназначены для инвалидов. Однако застройщики зачастую берут в расчет количество не жильцов, а квартир. И запретить им никто не может, поскольку дом только возводится. Так, к примеру, в донской столице в элитном жилом комплексе на улице Береговой на 900 квартир предусмотрено 300 парковочных мест.

Что касается спальных районов, тут, казалось бы, не должно быть проблем с парковками, особенно если жилой комплекс возводится с нуля в чистом поле. Однако домов становится больше, а жильцам приходится каждый вечер искать место для своей "ласточки". Например, в микрорайоне Левенцовском лишь несколько домов оснащено подземным паркингом. Но, согласно заявленным властями планам, в 2024 - 2026 году там появится шесть наземных стоянок на 2050 машино-мест.

Вышли в ноль

По данным группы компаний "Монолит", в 2022 спрос на паркинги в Крыму снизился на 46 процентов, при этом цена значительно не менялась. Паркинги не пользуются особой популярностью, отмечают в строительном холдинге. Связано это с менталитетом покупателей, которые не привыкли платить за машино-место, предпочитая парковаться за сотню метров, но бесплатно. Второй аспект - высокая стоимость.

- На цену, прежде всего, влияет не спрос, а себестоимость, которая растет ускоренными темпами. Поэтому строительство паркинга выходит даже не низкомаржинальным для девелопера, а нулевым, - отмечает руководитель департамента коммуникаций ГК "Монолит" Дарья Осадчая. - Цена часто соответствует себестоимости продукта. Кроме того, машино-места быстро не продаются. Одна сделка растягивается до двух месяцев.

Высокую себестоимость парковочных мест отмечает и другой крымский застройщик - компания "Гринвуд девелопмент". По ее данным, на рынке сейчас больше дешевой недвижимости. Соответственно покупатели квартир не всегда готовы приобретать машино-место за 1 - 2 миллиона рублей. При этом, отмечает застройщик, спрос и цена в этом сегменте практически не изменились. Среднее машино-место класса "комфорт" стоит 0,95 - 1,25 миллиона рублей. Класса "бизнес" - 2 - 2,5 миллиона.

- Застройщики, особенно когда речь идет о массовом жилье, вынуждены продавать машино-места практически по себестоимости, - говорит директор по маркетингу и продажам компании "Гринвуд девелопмент" Артур Дубровский. - Но и в таком случае не каждый житель дома готов платить за машино-место дороже, чем стоит его автомобиль.

Вместе с тем застройщик обязан соблюдать заложенный в законодательстве норматив. Например, в Симферополе он рассчитывается как 0,35 квадратных метра парковки на один квадрат площади квартиры. Девелоперам, считают в ГК "Монолит", выгоднее строить подземные паркинги, так как они позволяют сохранить полезную площадь застройки и более удобны для потребителей. Создание отдельно стоящих паркингов - рисковое мероприятие в нынешних условиях. Сформированный спрос появляется уже после ввода в эксплуатацию.

Номер прикрывают листиком

- Потребительское поведение жителей Кубани в части приобретения парковочных мест в значительной степени зависит от класса объекта, - рассказал Денис Сериков, руководитель отдела департамента маркетинга и анализа одной из компаний-застройщиков. - Покупатели дорогой недвижимости, особенно семейные, не готовы мириться с неудобствами и зачастую приобретают не одно парковочное место, а два. В отношении других сегментов немаловажную роль играет тот факт, что Краснодарский край является одним из самых автомобилизированных регионов России. Люди очень мобильны, поездки на море или в горы на выходные - это одна из особенностей стиля жизни южан. Поэтому безопасная парковка очень важна, особенно в свете значительного роста цены автомобилей. Предпосылок для снижения стоимости парковочных мест или падения спроса на них в городах присутствия нашей компании не отмечено.

Усредненного норматива по расчету количества машино-мест при строительстве многоквартирных домов нет. Норма весьма размыта и зависит от планировки земельного участка и массы других факторов, прежде всего, комплексного развития. Если говорить отдельно о Сочи, то в последнее время требования к количеству парковочных мест ужесточились.

- Раньше можно было сдать дом с минимальным количеством парковочных мест, а сейчас нельзя, - отметили представители местных застройщиков. - Причем неважно, какой именно паркинг, плоскостной или подземный многоуровневый. Городу важна обеспеченность парковочными местами, так как их отсутствие создает заторы на дорогах и во дворах. Безусловно, подземный паркинг бесплатным не будет, ведь его нужно построить, ввести в эксплуатацию и содержать. А в Сочи место на такой парковке никогда не стоило дешево. В Краснодаре за эти деньги (минимум от одного до трех миллионов рублей, а в центре курорта еще выше) можно купить квартиру. Причина высокой цены - острый дефицит парковочных мест.

Кстати, в Краснодаре широкое распространение получила практика, когда водители, останавливаясь на муниципальных парковках, закрывают номера своей машины листиком, тряпкой или медицинской маской. При фото- или видеофиксации такой номер невозможно распознать в автоматическом режиме, следовательно, владельцу машины нельзя выписать штраф. Речь идет о так называемых карманах вдоль дорог и не закрытых шлагбаумами, паркоматы на них, как утверждают водители, в 80 процентах случаев не работают. Даже если очень хочешь заплатить за стоянку, то не получится. Ситуацию решил разрулить сам мэр Краснодара Евгений Наумов. И взялся за дело, что называется, с головы: собрал своих заместителей и дал наказ не нарушать правила парковки. "Если увижу или прочитаю где-то, что они скрывают на своих машинах номера на муниципальных парковках, последствия будут самые серьезные", - написал Евгений Наумов в своем телеграм-канале. Мэрия Краснодара уже опубликовала видео, на котором один из чиновников администрации города извиняется за то, что закрывал номера своего автомобиля на муниципальной парковке. Хотя о том, что он был наказан, ничего не сообщается. Правда, о борьбе с нарушителями парковки глава Краснодара заявил еще в ноябре 2022 года, отметив, что решение нашли: "скрытые номера будут подлежать очистке от посторонних предметов". Но с тех пор ситуация, как видим, не изменилась. Конечно, инициатива наказывать тех, кто неправильно паркуется и тем самым создает массу проблем для водителей и пешеходов, заслуживает одобрения. Но хочется также спросить у местной власти: может, и паркоматы надо включить?