Поделиться

    Вдоль побережья Сочи в курортный сезон пустят морские маршрутки

    В Сочи планируют открыть пассажирское морское сообщение. Когда на перегруженном транспортом главном курорте страны появится "хорошо забытое старое" и насколько назрела такая необходимость?

    - Курорту требуется регулярное морское сообщение. Суда будут ходить по расписанию, как рейсовые автобусы, минимум три раза в день из морпорта Сочи в порт Имеретинский федеральной территории Сириус с остановками в Хосте и Адлере и в обратном направлении, - рассказала Ольга Шебзухова, руководитель компании, занимающейся созданием и развитием марин. - Мы рассматриваем маломерный флот, катера вместимостью до 11 пассажиров.

    Однако такие суда могут ходить только при благоприятной погоде и небольшом волнении моря.

    - У берега, на глубине десять метров, где и целесообразно создавать марины для прибрежного каботажного сообщения, волны могут достигать семи метров, - объяснил заместитель руководителя секции по яхтенному туризму научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Николай Гришин. - Это огромное динамическое воздействие на сооружения, конструкция должна выдерживать разрушительную силу шторма.

    Специалисты сошлись во мнении, что для регулярного сообщения нужна инфраструктура. Пока речь идет о четырех пилотных проектах марин - в Головинке, Сочи, Хосте и Адлере, но в будущем планируется построить десять марин (две - морпорт Сочи и ФГБУ "Югспорт" - уже существуют).

    Городу-курорту, автомобильные дороги которого перегружены, просто необходима альтернатива. Практически во всех популярных береговых зонах стран Средиземноморья есть сети марин, так называемые районы интенсивного яхтинга. Но многие из них - природные бухты, где затраты на строительство безопасных марин несопоставимо меньше, чем на открытом Черноморском побережье. Это неоспоримое преимущество. На юге нашей страны такие бухты существуют в Балаклаве и Севастополе, но вообще-то укромных мест очень мало.

    Сейчас в Сочи выясняют, есть ли техническая возможность эксплуатации причалов пригородных терминалов. Как выяснилось, открытость причалов создает опасность при посадке и высадке пассажиров в условиях даже незначительного волнения моря.

    Ольга Шебзухова подчеркнула, что требуется именно регулярное сообщение, а не морское такси, которое по сути уже существует.

    - Сейчас легко можно арендовать яхту и добраться до пункта назначения, - отметила эксперт. - Стоимость часа составляет пять тысяч рублей. Регулярное сообщение позволит удешевить поездку примерно до тысячи рублей, что сопоставимо со стоимостью автомобильного такси из Сочи в Сириус, но время значительно экономится: водный путь займет примерно 40 минут. А в часы пик в пробке на трассе можно простоять несколько часов. Мы проводим расчет экономической целесообразности и пригодности существующих причалов для приема пассажиров.

    По словам главного специалиста по транспортному планированию Научно-исследовательского института перспективного градостроительства Елены Павленко, схема прибрежного пассажирского сообщения включена в проект генплана Сочи.

    - Пассажирские морские перевозки будут организованы не только в пределах курорта, но и между другими городами Азово-Черноморского побережья. Морское сообщение может стать альтернативой существующим автомобильным и железным дорогам, - сказала Елена Павленко.

    Городу-курорту, автомобильные дороги которого перегружены, необходимо регулярное морское сообщение

    Она уточнила, что генплан Сочи, рассчитанный до 2044 года, примут ближайшей осенью. Но есть надежда, что пассажирское морское сообщение появится уже этим летом.

    - При необходимости оперативно обустроим места захода морских маршрутных такси и поставим их в график, как раз у нас есть "окна", мы в этом заинтересованы, - объяснил гендиректор морского торгового порта Сочи Юрий Владимиров. - Причал не должен пустовать, дополнительно его оборудовать не нужно.

    Регулярное морское сообщение в Сочи тема не новая. В советское время водный транспорт курсировал в пределах города и на соседние курорты. В 2021 году из Сочи в Геленджик и Новороссийск начали ходить скоростной пассажирский катамаран "Грифон" и судно на подводных крыльях "Комета". Однако сделать сообщение регулярным так и не удалось, хотя эту возможность серьезно продумывали уже несколько лет назад и местные власти даже нашли инвестора.

    - Есть много потенциальных инвесторов, заинтересованных в строительстве марин, - сказал Николай Гришин. - Сегодня, по нашей оценке, стоимость каждой может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей - все марины разные. Проект марин на побережье Сочи оценивается в общем в триллион рублей. Важно учитывать, что строительство самих гидротехнических сооружений составляет только небольшую часть, 15 - 30 процентов стоимости. Основные затраты придутся на создание общественных объектов в составе морских рекреационных комплексов: набережных, гостиниц, магазинов, ресторанов, спортивных и парковых зон.

    Поделиться