- Курорту требуется регулярное морское сообщение. Суда будут ходить по расписанию, как рейсовые автобусы, минимум три раза в день из морпорта Сочи в порт Имеретинский федеральной территории Сириус с остановками в Хосте и Адлере и в обратном направлении, - рассказала Ольга Шебзухова, руководитель компании, занимающейся созданием и развитием марин. - Мы рассматриваем маломерный флот, катера вместимостью до 11 пассажиров.
Однако такие суда могут ходить только при благоприятной погоде и небольшом волнении моря.
- У берега, на глубине десять метров, где и целесообразно создавать марины для прибрежного каботажного сообщения, волны могут достигать семи метров, - объяснил заместитель руководителя секции по яхтенному туризму научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Николай Гришин. - Это огромное динамическое воздействие на сооружения, конструкция должна выдерживать разрушительную силу шторма.
Специалисты сошлись во мнении, что для регулярного сообщения нужна инфраструктура. Пока речь идет о четырех пилотных проектах марин - в Головинке, Сочи, Хосте и Адлере, но в будущем планируется построить десять марин (две - морпорт Сочи и ФГБУ "Югспорт" - уже существуют).
Городу-курорту, автомобильные дороги которого перегружены, просто необходима альтернатива. Практически во всех популярных береговых зонах стран Средиземноморья есть сети марин, так называемые районы интенсивного яхтинга. Но многие из них - природные бухты, где затраты на строительство безопасных марин несопоставимо меньше, чем на открытом Черноморском побережье. Это неоспоримое преимущество. На юге нашей страны такие бухты существуют в Балаклаве и Севастополе, но вообще-то укромных мест очень мало.
Сейчас в Сочи выясняют, есть ли техническая возможность эксплуатации причалов пригородных терминалов. Как выяснилось, открытость причалов создает опасность при посадке и высадке пассажиров в условиях даже незначительного волнения моря.
Ольга Шебзухова подчеркнула, что требуется именно регулярное сообщение, а не морское такси, которое по сути уже существует.
- Сейчас легко можно арендовать яхту и добраться до пункта назначения, - отметила эксперт. - Стоимость часа составляет пять тысяч рублей. Регулярное сообщение позволит удешевить поездку примерно до тысячи рублей, что сопоставимо со стоимостью автомобильного такси из Сочи в Сириус, но время значительно экономится: водный путь займет примерно 40 минут. А в часы пик в пробке на трассе можно простоять несколько часов. Мы проводим расчет экономической целесообразности и пригодности существующих причалов для приема пассажиров.
По словам главного специалиста по транспортному планированию Научно-исследовательского института перспективного градостроительства Елены Павленко, схема прибрежного пассажирского сообщения включена в проект генплана Сочи.
- Пассажирские морские перевозки будут организованы не только в пределах курорта, но и между другими городами Азово-Черноморского побережья. Морское сообщение может стать альтернативой существующим автомобильным и железным дорогам, - сказала Елена Павленко.
Она уточнила, что генплан Сочи, рассчитанный до 2044 года, примут ближайшей осенью. Но есть надежда, что пассажирское морское сообщение появится уже этим летом.
- При необходимости оперативно обустроим места захода морских маршрутных такси и поставим их в график, как раз у нас есть "окна", мы в этом заинтересованы, - объяснил гендиректор морского торгового порта Сочи Юрий Владимиров. - Причал не должен пустовать, дополнительно его оборудовать не нужно.
Регулярное морское сообщение в Сочи тема не новая. В советское время водный транспорт курсировал в пределах города и на соседние курорты. В 2021 году из Сочи в Геленджик и Новороссийск начали ходить скоростной пассажирский катамаран "Грифон" и судно на подводных крыльях "Комета". Однако сделать сообщение регулярным так и не удалось, хотя эту возможность серьезно продумывали уже несколько лет назад и местные власти даже нашли инвестора.
- Есть много потенциальных инвесторов, заинтересованных в строительстве марин, - сказал Николай Гришин. - Сегодня, по нашей оценке, стоимость каждой может составлять от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей - все марины разные. Проект марин на побережье Сочи оценивается в общем в триллион рублей. Важно учитывать, что строительство самих гидротехнических сооружений составляет только небольшую часть, 15 - 30 процентов стоимости. Основные затраты придутся на создание общественных объектов в составе морских рекреационных комплексов: набережных, гостиниц, магазинов, ресторанов, спортивных и парковых зон.