09.02.2023 00:00
    Поделиться

    Первым делом - самолеты: Исполняется 100 лет гражданской авиации России

    Что такое век для авиации? Это путь от фанеры и ткани до композитов и уникального "черного крыла". От небесных "тихоходов" до сверхзвуковых скоростей. Пилоты говорят: у каждого самолета - свой характер, свое "лицо". Рожденные в разных КБ, они отличались даже внешне. Но что их, безусловно, объединяло - красота. Как говорил авиаконструктор Андрей Туполев: "Хорошо летать могут только красивые самолеты". И они не просто летали; удивляли мир своей уникальностью.
    Инфографика "РГ"/Александр Чистов/Алена Шадрина

    Ту-104 - самый первый советский реактивный самолет. Когда он впервые прилетел в Лондон, это произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. Первый двухпалубный Ту-114, на момент своего создания стал крупнейшим пассажирским в мире. Известная история: когда летом 1959 года он прибыл в Соединенные Штаты, там даже не могли найти подходящий по высоте трап.

    Ан-22 "Антей" - самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Ту-144 вошел в историю как первый сверхзвуковой. Самым огромным и тяжелым самолетом стал Ан-225 "Мрия". Ему проиграли и Boeing-747, и Airbus А380. А Ил-96 входит в десятку самых безопасных лайнеров в мире...

    Сегодня наши авиаконструкторы работают над новыми амбициозными проектами и супермашинами. И еще деталь. Специальными правительственными самолетами летают руководители всех государств мира. Но большинство вынуждено пользоваться "иномарками". Так что нам есть чем гордиться: высшие должностные лица России летали и продолжают летать на отечественной авиатехнике.

    Прямая речь

    На своих крыльях

    Владимир Гутенев, председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России:

    - Отечественная гражданская авиация за 100 лет прошла большой путь - от деревянных самолетов до комфортабельных пассажирских лайнеров благодаря инженерному подвигу легендарных конструкторов Андрея Туполева, Сергея Илюшина, Александра Яковлева, Олега Антонова и их конструкторских бюро.

    Российские воздушные суда были не только известны во всем мире, но и били рекорды. Например, Ту-104 стал первым в мире пассажирским реактивным лайнером, а на первом советском вертолете, сконструированном в 1949 году Михаилом Милем, было установлено 23 мировых рекорда.

    В начале 2000-х годов мы возлагали большие надежды на международные кооперации, которые позволили бы нам выходить на внешние, в том числе западные рынки. Sukhoi Superjet 100 разрабатывался в глубокой связке отечественного авиапрома с иностранными компаниями. Предполагалось, что благодаря данной кооперации сможем в сжатые сроки выйти на рынки с высокой степенью конкуренции. Но поставки необходимых компонентов были сорваны и заблокированы еще до введения антироссийских санкций по причине неблагонадежности наших "партнеров".

    Наш Ту-104 стал первым в мире пассажирским реактивным лайнером

    Эта ситуация вынудила в сжатые сроки разработать и изготовить отечественные комплектующие для Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Созданный Объединенной двигателестроительной корпорацией двигатель ПД-8 будет использоваться на новой модификации российского регионального самолета Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем - SSJ-New (RRJ-95New-100), а также на самолете-амфибии Бе-200ЧС.

    Еще одна разработка - двигатель ПД-14, превосходящий иностранные аналоги, - будет использоваться для оснащения пассажирского самолета МС-21. На основе газогенератора ПД-14 появляется целое семейство двигателей тягой от 9 до 18 тонн - как для самолетов, так и для вертолетов. Форсированная модификация ПД-14М помимо моторизации "тяжелого" пассажирского МС-21-400 подойдет для транспортного Ил-76МД и перспективного Ил-276.

    В соответствии с принятой прошлым летом программой развития авиатранспортной отрасли до 2030 года для нужд гражданской авиации предполагается поставить 1036 самолетов, из которых 412 - SSJ-NEW и МС-21.

    В рамках создания полностью российского пассажирского лайнера МС-21 идет работа по замещению на отечественные восьмидесяти систем. В конце 2024 года предполагается поставить первые шесть самолетов для авиакомпании "Россия". Дальше в планах выпускать 72 единицы в год.

    Кроме того, стоит задача быстрого развертывания производства и модернизации Ту-214, на который поступило уже 44 заявки от российских авиакомпаний. Предполагается выйти на строительство сначала десяти, а в последующем двадцати единиц в год.

    Сегодня повышается роль и вертолетной техники. Она будет поставлена в количестве 764 единиц, основную часть которых составят вертолеты "Ансат" и Ми-8 в модификациях Ми-8МТВ-1 и Ми8АМТ.

    Внешние вызовы в отношении России - возможность укрепить технологический суверенитет страны, в том числе в авиационной отрасли. У нас есть все ресурсы и компетенции для успешной реализации поставленных нашим президентом задач. Убежден, что авиастроители с поставленными задачами справятся.

    Поздравляю со 100-летием гражданской авиации всех сотрудников авиатранспортного комплекса. От ваших усилий и отношения к делу сегодня зависит не только эффективное развитие отрасли и благосостояние российской экономики, но и жизни сотен тысяч пассажиров. Желаю успехов в покорении новых высот, крепкого здоровья и благополучия!

    Поделиться