Произвести не значит продать

Российское сельское хозяйство в непростом 2022 году осталось одной из немногих отраслей экономики, которые продолжают стремительно развиваться - по предварительным данным Росстата, производство сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий продемонстрировало годовой рост в сопоставимых ценах на 10,2%.

Существенной частью отечественного АПК являются фермеры - производство сельхозпродукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2022 году увеличилось на 20,9%, достигнув отметки в 1,432 трлн рублей. От эффективности сбыта их продукции зависит не только разнообразие питания россиян, но и в целом продовольственная безопасность страны. И решением проблем, существующих в этой области, может стать агрегатор, который начал создавать "Магнит".

По некоторым направлениям доля фермерской продукции особенно велика, отмечает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. По его словам, в России насчитывается 144 тысячи фермерских хозяйств, они занимают более 50% сельхозугодий и производят 57% зерна, 30% овощей и 24% молока. В прошлом году они собрали 7 млн тонн картофеля и 5 млн тонн овощей открытого грунта.

Но всю эту продукцию нужно не только произвести, но и продать. И как раз на этом этапе наблюдаются проблемы, требующие решения. Сбывать фермерскую продукцию можно, например, на рыках или ярмарках, но это не всегда удобно для фермеров, так как иногда заниматься торговлей просто некогда. Второй вариант сбыта - сетевые магазины, но туда тяжело пробиться, замечает Сергей Митин. К фермерам предъявляются требования по минимальному объему и регулярности поставок, которые они не всегда могут гарантировать и выдерживать.

Запрос у населения на фермерскую продукцию очень велик, и потребитель ожидает, что она будет качественной

В то же время запрос у населения на фермерскую продукцию очень велик, и потребитель ожидает, что она будет качественной. К сожалению, констатирует сенатор, такие представления не всегда соответствуют действительности.

Решением этих сложностей может стать агрегатор для фермеров, созданный торговой сетью "Магнит". Запуск такого проекта может помочь преодолеть основные проблемы, которые препятствуют попаданию на полку продукции небольших хозяйств, а также повысить их конкурентоспособность на фоне крупных производителей, имеющих гораздо больше ресурсов.

Агрегатор - это не только организованная логистика и хранение, а также централизованная поставка фермерских продуктов в торговые сети, но и предоставление специализированных сервисов, в том числе консультации, обучение и софинансирование закупки семян. Сегодня на базе пилотного проекта, запущенного ритейлером в Тульской области совместно с правительством региона, уже работают 36 фермеров.

"Потенциал российского рынка фермерских продуктов огромен. Но фермеры сталкиваются со множеством трудностей, связанных с доступом к каналам сбыта, высокой стоимостью сырья и оборудования, дефицитом оборотных средств в межсезонье, нехваткой квалифицированных кадров, потерями урожая из-за отсутствия складских мощностей. Решение этих проблем мы постараемся найти в совместном проекте с "Магнитом", - комментирует министр сельского хозяйства Тульской области Алексей Степин.

Сенатор Сергей Митин приветствует инициативу, когда крупные ритейлеры предлагают самостоятельно создавать агрегаторы, которые помогут селянам иметь доступ в крупные сетевые магазины. Однако, по его словам, четкого понятия фермера не существует, оно размыто, поэтому парламентарии работают над законодательным закреплением и четким определением этого понятия, чтобы помощь ритейла получили действительно те, кто в ней нуждается. Инициативу поддерживает и президент агропродовольственного фонда "Свое" Андрей Даниленко, который уверен, что при правильно выстроенном взаимодействии в плюсе окажутся и фермеры, и торговые сети, и потребители.

"Любая инициатива, которая помогает фермерской продукции попасть на стол к потребителям, - это очень хорошо. Отличие новой модели, предложенной "Магнитом", в том, что впервые крупная торговая сеть создает подобного рода инструмент для небольших хозяйств. Плюсы в данном случае в том, что у ритейлера есть опыт работы с поставщиками, своя система контроля качества и безопасности продукции, налажена система логистики и реализации. Таким образом, мы получаем агрегатор для фермерских хозяйств совершенно другого уровня, нежели мы видели ранее", - отмечает Даниленко.

По мнению Даниленко, это дополнительный инструмент, который может существенно облегчить доступ фермерам на полки - главное, чтобы эта работа велась согласованно, с пониманием нужд фермеров и учетом обратной связи от потребителей.

"Если "Магниту" действительно удастся убрать лишние барьеры между фермерской продукцией и потребителем, обеспечив качество, то это будет успех для всех участников процесса", - заключил президент фонда.