В Башкирии торговля адаптируется под покупательский запрос

Потребительское поведение жителей Башкортостана за последние месяцы изменилось: мы стали тратить более осознанно. Сказалось ли это на ситуации "по ту сторону прилавка", на "деловом завтраке" в "РГ" рассказал министр торговли и услуг Республики Башкортостан Алексей Гусев.
Алексей Гусев: Ассортимент товара меняется, но дефицита нет.
Алексей Гусев: Ассортимент товара меняется, но дефицита нет. / Петр Коннов

Алексей Николаевич, как обстоят дела в сфере торговли и услуг?

Алексей Гусев: За 2022 год в Башкортостане введено 289 торговых объектов. По итогам 9 месяцев (результатов по 12-ти еще нет) рост налоговых поступлений от сферы торговли и услуг вырос на 63 процента по сравнению с тем же периодом 2021 года. Сфера общественного питания показала рост на 3,1%. Объем инвестиций увеличился на 9,2%.

Сложившаяся ситуация, безусловно, вызвала изменения в ассортименте, представленности товаров. Сказались ковидные ограничения, когда некоторые страны были закрыты для движения транзитных грузов и отправки собственной продукции. Чтобы не допустить дефицита, ретейлеры пересмотрели логистические маршруты, нашли новых поставщиков. На присутствие товаров на полках также влияет санкционное давление. Зарубежные бренды уходят, наши производители вынуждены перестраивать свои технологические линии. Ситуацию удается переломить за счет импортозамещения или покупки оборудования в дружественных России странах.

Товар меняется, но дефицита нет, да и качество не страдает. Возьмем, к примеру, "Молочную кухню". Линейка продукции другая, а качество выше. То же самое - на полках: наименование продукции есть, но бренд другой. Это нормальное явление, а для наших производителей еще и благоприятное. Они могут занять освободившиеся ниши и продвигать свою продукцию.

Для этого нужна реклама, маркетинговые кампании, на что не у всех хватает средств. Как же дойти до покупателя?

Алексей Гусев: В этом помогает программа "Продукт Башкортостана", которая действует с 2013 года. В 2020 году мы провели масштабный ребрендинг. Если первоначально "Продукт Башкортостана" был коммуникационной площадкой для ретейла и производителя, чтобы вывести его на рынок, то сегодня упор делается и на потребителя. Эта программа позволяет сформировать некий продуктовый патриотизм.

Рост доли местного товара усиливает нашу продовольственную безопасность и сказывается на ценообразовании. Конечная стоимость ниже.

С 2013 по 2019 годы в проекте участвовало 350 компаний, которые имели право маркировать знаком "Продукт Башкортостана" около 15 тысяч наименований. Сегодня уже порядка 700 производителей и свыше 26,3 тысячи наименований продукции.

Значок "Продукт Башкортостана" на товаре означает, что он произведен на территории нашей республики из местного сырья и проверен на качество и безопасность.

Но не везде местную продукцию можно купить...

Алексей Гусев: Местная продукция меньше всего представлена у федеральных игроков и больше всего - в магазинах у дома, ярмарках и рынках. Этот формат торговли - хороший канал сбыта для местных производителей, и он будет развиваться. В республике принята концепция ярмарочно-рыночной деятельности и нестационарных торговых объектов, предусматривающая увеличение их количества и повышение качества сервиса.

Еще одной приметой времени можно назвать активное развитие сегмента магазинов категории эконом. Чем это вызвано?

Алексей Гусев: Такой формат торговли дает экономию финансово-хозяйственных затрат и помогает быть конкурентоспособным.Любой ретейлер думает над тем, как снизить издержки на содержание собственных магазинов. И его задача - не разгонять инфляцию и успевать за покупательской способностью населения. Отсюда и рост сегмента эконом. Товар там такой же, как и везде, но на него наценка ниже: он размещен на паллетах, а значит, не нужно тратиться на мерчендайзера.

Как еще можно повлиять на цены?

Алексей Гусев: Позитивно на ценообразовании сказывается возможность хранить как можно дольше собственный урожай. Для этого необходима инфраструктура. Она развивается достаточно активно, как и в целом пищевая и перерабатывающая промышленность.

Да и наши производители ответственно подходят к этим вопросам. Напомню, что в начале прошлого года они по собственной инициативе подписали договор об ограничении наценки на товары социальной группы.

Если говорить об овощах, то тот же "борщевой набор" имеет ярко выраженный сезонный характер. Осенью цена ниже. Когда заканчиваются овощи местного урожая и надо завозить извне, например, из Израиля или Египта, наблюдается постепенный рост, который останавливается, когда поспевают овощи в южных регионах.

В этом году обеспокоенность вызывает холодная зима в Узбекистане, откуда в Башкортостан поступают свежие овощи и фрукты.

В торговле постоянно требуются кадры, с чем это связано?

Алексей Гусев: Мы уже второй год наблюдаем за тем, что потребительская инфляция, то есть цена товара на полках, растет меньшими темпами, чем производственная инфляция. Сети вынуждены сокращать свои издержки, чтобы этот рост не перекладывать на потребителей, что отражается на доходности и, соответственно, зарплате сотрудников. Кадров нет по двум причинам: или работа тяжелая, или недостаточно оплачивается.

Особое внимание как со стороны властей, так и надзорных органов уделяется школьному питанию, но родители по-прежнему жалуются, что ребенок в школе не ест. Почему дети отказываются от еды? Только ли из-за привычки употреблять вкусное и неполезное?

Алексей Гусев: Причины разные. Бывает, что пища холодная. Детям младших классов нельзя самим раскладывать еду по тарелкам - стол должен быть накрыт к их приходу. Но еда быстро остывает, поэтому важно без опозданий приводить на обед классы. В некоторых школах не хватает посадочных мест и приходится разбивать учебный процесс, чтобы все дети успели поесть.

Школьное питание должно быть прежде всего безопасным, затем вкусным и полезным. Но вкусно и полезно не всегда совпадает. И мы должны формировать правильное пищевое поведение, объясняя ребенку, почему на тарелке лежит не поджаренный окорочок в масле, а бледная котлета, приготовленная на пару, ведь его растущему организму необходимо ежедневно получать необходимые белки, жиры, углеводы, макро- и микронутриенты.

Все это есть в школьной еде. СанПиН предусматривает 10-дневное меню, то есть определенный набор продуктов, который в течение 10 дней не повторяются. Не каждый дома может обеспечить такое разнообразие питания.

Ключевой вопрос

Вас как министра торговли устраивает запрет на продажу алкогольной продукции, действующий в праздничные дни?

Алексей Гусев: Правительство республики своевременно приняло такое решение. Три года назад, когда начали вводиться эти ограничения, нужно было выстроить систему работы. С одной стороны, алкогольный рынок вносит существенный вклад в наполнение бюджета за счет акцизов, и надо создавать благоприятные условия производителям для увеличения производства. С другой - алкоголь причиняет вред здоровью. И тут нужны очень тонкие настройки. Главное: на рынке не должно быть контрафакта, суррогата, употребление которого приводит к смерти. Четкий контроль, вытеснение с рынка нелегальных игроков и ограничения дали положительный результат. Акцизы с каждым годом растут. Это означает не то, что люди начали больше пить, а то, что производители больше производят и продают продукцию в других регионах. Смертность от случайных отравлений алкоголем снизилась с 211 человек в 2018 году до 57 в 2021-м. С каждым годом уменьшается число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

В тему

В Башкортостане около 27 тысяч объектов торговли. Из них 5,6 тыс. продовольственных, 9,7 тыс. непродовольственных магазинов, 5,7 тыс. магазинов смешанного ассортимента, 615 торгово-сервисных комплексов, более 5,8 тыс. нестационарных и мобильных торговых объектов.