Ольга Дмитриевна, во время нашей последней встречи в 2021 году мы говорили о том, что число обращений к вам из-за пандемии значительно выросло. Теперь к не ушедшему до конца ковиду добавилась СВО. Как на фоне всех этих бед выглядит поток жалоб?
Ольга Гальцова: Поток обращений вырос на две тысячи, или на 20% в сравнении с тревожным пандемийным 2021-м. Людей, как и прежде, беспокоят вопросы жилья, бесплатной медпомощи, социальные гарантии, соблюдение прав граждан в правоохранительных органах. Но к этому "стандарту" добавились вопросы, связанные с СВО - это пятая часть от общего числа обращений. И, конечно, на постоянном контроле судьба людей, а это более 3000 человек, прибывших в наш регион из ДНР и ЛНР, а позднее Запорожской и Херсонской областей. В пунктах временного проживания сотрудники аппарата уполномоченного, и я, разумеется, чаще всех проводили личные приемы граждан, помогали им с восстановлением документов, оформлением гражданства тем, кто решил остаться в России, в продолжении образовании, трудоустройстве, поиске родных.
Мы оказываем содействие в возвращении наших бойцов из украинского плена. Всего, благодаря совместной работе с Минобороны и аппаратом федерального омбудсмена, домой вернулись 18 самарцев. Подчеркну, что тема частичной мобилизации и ее результатов практически ежедневно обсуждалась нами с представителями всех ответственных ведомств - от военкомата, прокуратуры, губернатора до самих бойцов и членов их семей.
Особенно радует, когда людям удается помочь. Так, при посещении ПВР "Дубки" в мой адрес обратилась Нина Николаевна, с Донбасса. С ней выехали старшая дочь с мужем и двумя детьми. А вот о младшей дочери с двухгодовалым малышом ничего не было известно. Позже, к счастью, выяснилось, что девушка находится в ПВР "Маяк" Воронежской области. Родным было очень важно объединиться, чтобы вместе обустроиться в Самаре. Я обратилась к главе самарского регионального минсоца Регине Воробьевой, и, изучив вопрос, в ведомстве приняли решение о размещении дочери Нины Николаевны с внуком тоже в ПВР на базе отдыха "Дубки". Семья воссоединилась, и это счастье! А еще одной многодетной семье вынужденных переселенцев после нашего вмешательства удалось оформить ежемесячное пособие по 4000 рублей на каждого ребенка.
Застарелые проблемы пансионатов для ветеранов и инвалидов как решаются? Вот в новостях опять сообщения о нечистых на руку "опекунах от государства" из Тольятти.
Ольга Гальцова: О возбуждении уголовного дела стало известно 12 января, поэтому делать выводы преждевременно. Уверена, суд вынесет справедливое решение. Но при всем при этом отмечу, что люди, которые работают в этих учреждениях, прилагают максимум стараний для того, чтобы обеспечить комфортные условия. Напомню: когда был ковид, персонал таких учреждений работал по графику, по нескольку недель, не выходя из этих стен, помогая своим подопечным буквально во всем.
В целом же по проблеме хочу сказать, что за последние 20 лет было построено только два пансионата - в Хворостянском и Красноярском районах области. Сегодня в высокой степени готовности, как сообщает минсоц, находится Высокинский пансионат. Но и три новых учреждения - это немного при столь высокой востребованности мест, особенно в интернатах неврологического профиля. Я неоднократно обращала внимание на необходимость разработки комплекса мероприятий по обеспечению гражданам достойной старости исходя из требований XXI века, а не позавчерашнего дня.
Проблеме переселения граждан из аварийного жилья вы всегда уделяли приоритетное внимание. Но вот пришло сообщение правительства СО, что мы не просто выполнили, но даже перевыполнили план переселения. Неужели все так радужно?
Ольга Гальцова: Конечно, сделать для досрочного завершения программы переселения жильцов из домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, нужно еще немало. В частности, благоустроить некоторые территории, прилегающие к новым домам. Здесь очень многое зависит от ответственности застройщика и заинтересованности власти на местах в комфорте своих жителей.
Одним из хороших примеров здесь стало строительство жилых помещений, предоставленных гражданам при переселении из аварийного жилищного фонда, в селе Тимашево Кинель-Черкасского района. Дома построены качественно, территория благоустроена, установлена детская площадка. Граждане, которые готовились к переезду, рассказали, что очень рады предоставляемым квартирам, хорошие впечатления и от обстановки вокруг домов - заасфальтированы дороги, посеян газон, рядом березовая роща. Есть где отдыхать и гулять с детьми. Отрадно, когда ни у жителей, ни у администрации района, ни у нас не возникает никаких замечаний.
Есть мнение, что после выхода РФ из всех конвенций по правам человека наши граждане окажутся беззащитными...
Ольга Гальцова: Россия приняла непростое решение, но оно же и делает нас сильнее. В этой связи хочу отметить, что за 26 лет существования в России института Уполномоченного по правам человека наработана разнообразная и эффективная правозащитная практика. Более того, региональные омбудсмены сегодня наделяются новыми действенными полномочиями, в числе которых обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав гражданина и обращение в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда. Я обязательно буду пользоваться этими инструментами, тем более что поводы все еще имеются.
Много ли было обращений от жен мобилизованных: отправила мужа на фронт и осталась один на один со всеми бедами?
Ольга Гальцова: Такие сигналы были у нас на особом контроле. Вот лишь одна история. Женщина с сыном-третьеклассником живет в двухкомнатном деревянном доме с частичными удобствами, в отдаленном поселке, где нет никакой инфраструктуры. Муж ушел на фронт, и теперь некому даже дров наколоть для печки. Но после нашего вмешательства глава Елховского района Наталья Павлова быстро приняла меры: людям доставили восемь кубов дров и за счет средств администрации наняли женщине помощника по хозяйству. Также ей объяснили, что через центр соцобслуживания она может получить матпомощь и оформить для мальчика бесплатную путевку в лагерь. Другой семье удалось помочь с ремонтом дома.
Неужели чтобы помочь каждой конкретной семье мобилизованного нужно им из своей деревни дойти до омбудсмена, власть же на местах должна лучше и х нужды знать?
Ольга Гальцова: В начале СВО такое случалось, но потом самарский губернатор Дмитрий Азаров инициировал создание социальных паспортов на каждую семью мобилизованного, где прописаны все нужды. И вот такое внимание властей привело к тому, что к заботе о бойцах и их родных подключились трудовые коллективы, откуда человек был мобилизован, односельчане, соседи, просто незнакомые люди, которые собирают еженедельно не один КАМАЗ гуманитарной помощи.
За 2022 год на "горячую линию" поступило 1695 звонков. Каждому обратившемуся даны подробные и обстоятельные ответы. Самые распространенные вопросы связаны с отсрочкой от призыва в рамках частичной мобилизации по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья мужчины. Многие ситуации приходилось "разруливать" по горячим следам, сразу после обращения. Например, сотрудники полиции доставили мужчину в военкомат, а у него многочисленные проблемы со здоровьем, в том числе такие опасные заболевания, как туберкулез, ВИЧ, гепатит. После нашего телефонного разговора с военным комиссаром Промышленного района Самары человек из общей очереди отправлен домой.
Были обращения мам по бесплатному питанию в школах детей мобилизованных, эту меру поддержки Самарская область ввела первой в стране. После подключения департамента образования Самары все проблемы удалось снять.
Решались вопросы о предоставлении отсрочки многодетным отцам и отцам детей-инвалидов, работникам оборонных предприятий, IT-сферы. Стоит отметить, что зачастую сами работодатели несвоевременно выполняли предусмотренные законом требования по бронированию сотрудников. К таким выводам по результатам проверок пришла и прокуратура Самарской области. Эти требования абсолютно не новые, законодательству в этой части не один год, но многие организации начали эту работу только в последний момент.