08.02.2023 10:31

Сибирские ученые выяснили, чем опасны бессонные ночи для мозга

Нейробиологи Новосибирского государственного университета (НГУ) выяснили, как бессонница влияет на информационные РНК в головном мозге. Их количество связано с количеством клеток в органе.

"Оказалось, что в клетках коры мозга общее число информационных молекул циклически меняется на протяжении суток, и такие изменения могут достигать 10-15% от их общего количества. Более того, количество информационных молекул в мозге может временно измениться под действием сильного стресса, например, после однократного эпизода бессонницы", - говорится в сообщении вуза.

Исследователь Петр Меньшанов пояснил, что эти изменения в клетках нервной системы происходили в пределах нескольких часов и не связаны с изменением числа самих клеток мозга.

"Иначе у любого студента после пары бессонных ночей во время сессии можно было бы диагностировать тяжелое необратимое повреждение мозга и психики", - отмечает Меньшанов.

Ученые сделали вывод, что небольшие (не превышающие 20-25%) изменения количества информационных молекул РНК нельзя трактовать как индикатор изменения числа клеток мозга.

Полученные данные свидетельствуют о существовании в живых клетках динамического равновесия информационных молекул РНК, в котором синтез большого числа дополнительных молекул невозможен без разрушения ранее произведенных. Подход к оценке числа клеток будет автоматизирован на основе IT-решений, разработанных в университете.