В двух залах - более 70 икон.
Первое, что привлекает внимание, - плакаты антирелигиозной агитации. Один из них, носящий имя "Да здравствует Красная Армия", по своей стилистике напоминает икону. Создан он в годы Гражданской войны, в его центре - два красногвардейца на крылатом коне на фоне огромной красной звезды. Внизу - полки Красной армии. Как пояснила Светлана Семенова, куратор выставки, в написании плаката позаимствованы классические иконописные образы "Архангел Михаил - грозных сил воевода" и "Георгий Победоносец". Только "Михаил" и "Георгий" - красноармейцы, и борются они с теми, кто напал на молодую Советскую республику. Вместо традиционных плащей развеваются знамена победы над Колчаком и Деникиным. Внизу плаката, напоминающего икону, символические изображения врагов советской власти - США, Англии, Франции.
Богоборчество, начатое еще в 1918 году с декрета об отделении церкви от государства, прервало развитие религиозного искусства и ремесел, сформированных за века. Тем не менее традиции не исчезли, верующих в 20-е и 30-е годы века минувшего оставалось много, поэтому иконы стали делать из подсобных материалов. Зачастую создавали лики "богомазы" - люди, не имеющие специальных навыков по написанию святых образов. Порой - вообще плохо умеющие рисовать. Поэтому иконы по современным меркам могли выглядеть наивно. Если удавалось купить фото иконы у нелегально промышляющих торговцев, лик святого оставался вполне каноническим.
Что касается материалов, то по традиции, сформировавшейся еще до революции, широко использовалась самая разная фольга - конфетная, чайная, папиросная и даже рулонная с молокозаводов. По этой причине иконы и прозвали "фолежными". Оклад покрывали блестящей пленкой, после чего простой деревянной "печатью" на нее наносили рисунок. Также для украшения могли использовать совершенно экзотические вещи - например, пионерские галстуки. Цветочные украшения делали из лыка, бумаги, поролона. Кстати, несмотря на то что со времени создания таких икон прошло порядка века, до сих пор с бумажно-поролоновых цветочков краска сошла не полностью.
Простые оклады из дешевой тонкой доски часто обклеивали фантиками из-под конфет, на которых и сейчас можно прочесть названия сортов сладостей, или кусками обоев в цветочек. В иконы вставляли "медальоны" от разрушенных церковных иконостасов, старые пасхальные открытки и рождественские елочные игрушки, цветные фотографии музейных сокровищ. Так, на выставке можно найти образ, в основу которого легла фотография полотна "Кающаяся Мария Магдалина" Тициана. Сейчас эта картина хранится в Эрмитаже. Что интересно, черно-белые фотографии, используемые при изготовлении икон, иногда специально раскрашивали, чтобы образ получился более ярким.
Каждая такая икона бережно хранилась в семьях, где соблюдались старые традиции.
Выставка продлится до 21 марта.