Как уже сообщала "РГ" ("Сымитировали торг" от 06.11.2020), в УФАС пришли к выводу, что закупка была организована под конкретного поставщика, которому заказчик намеренно создал преимущественные условия. Предмет торгов заведомо соответствовал техническим характеристикам комплексов, которые связисты начали строить и монтировать еще в 2014 году.
- Кроме того, оператор заранее получил информацию о намерениях властей оборудовать город системами фотовидеофиксации, - пояснила представитель УФАС региона Наталья Мартынюк. - Это подтверждается протоколом совещания по обеспечению безопасности грядущих саммитов ШОС и БРИКС-2020.
Необходимость покупки комплекса с точками фото-видеофиксации по 42 адресам на гостевых маршрутах Челябинска была озвучена на том самом совещании 12 июля, контракт заключен 1 ноября. То есть у связистов было достаточно времени, чтобы подготовиться и предложить заказчику именно то, что требовалось.
При этом, как отметили в УФАС, на момент заключения контракта у компании еще не было всего комплекта оборудования, которое она должна была передать в аренду с последующим правом выкупа государственной структуре (в полном объеме его предоставили только к концу декабря). А платить за аренду заказчик почему-то начал двумя месяцами ранее, перечислив оператору лишние 20,5 миллиона рублей. Первыми на это обстоятельство обратили внимание в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции, попросив специалистов УФАС проверить сомнительную закупку на предмет возможных нарушений.
Представители Центра обработки вызовов пытались оправдаться тем, что с ноября активно использовали переданное им оборудование, начали фиксировать нарушения ПДД и даже направлять нарушителям "письма счастья". Однако факт нарушения закона о контрактной системе последовательно признали все судебные инстанции, а затем по требованию УФАС арбитраж счел ничтожной и саму сделку.
По сути, это делает возможным реституцию, когда оборудование возвращается поставщику, а деньги - заказчику. Но, учитывая, что комплекс давно выкуплен и используется, антимонопольщики ограничились требованием взыскания "задатка", полученного связистами до передачи региону всего комплекта.
Самое удивительное, что это решение не устроило то самое казенное учреждение, которому должны вернуться излишне уплаченные миллионы. Именно его представители подали жалобу в апелляцию, по сути, отказываясь от денег и предлагая оставить все как есть. Видимо, сохранение партнерских отношений с частником важнее сбережения бюджетных средств. Однако суд не удовлетворил их обращение.
В "Ростелекоме" "РГ" сообщили, что решение о возвращении в казну 20,5 миллиона рублей обжаловать не намерены: оно вступило в законную силу и подлежит исполнению.