"Объем финансирования строительства автодороги М-12 недостаточен, - сообщил по итогам проверки аудитор Валерий Богомолов. - Так, в соответствии с паспортом проекта предусмотрено 622 млрд рублей. При этом согласно утвержденной проектно-сметной документации стоимость строительства составляет 911 млрд рублей. В связи с этим паспорт федерального проекта и сопутствующие ему программные документы требуют уточнения".
Еще одно основание для корректировки - опережающие темпы финансирования и реализации мероприятий федерального проекта. "Опережающие темпы финансирования позволили госкомпании в августе-октябре 2022 года досрочно ввести в эксплуатацию участки автодороги М-12 общей протяженностью 48,983 км в Московской и Владимирской областях. В декабре 2022 года также досрочно завершены участки 1-го и 2-го этапов строительства М-12 протяженностью 57,6 км во Владимирской области. Это подтверждает необходимость уточнения параметров паспорта федерального проекта", - подчеркнул аудитор.
Корректировки, как показала проверка, требует и проектная документация на строительство М-12. Это связано с необходимостью проведения дополнительных работ по противокарстовым и противооползневым мероприятиям в Нижегородской области и Татарстане. "В настоящий момент эти работы не предусмотрены проектной документацией", - сообщил Богомолов.
Счетная палата также обратила внимание, что в связи с планируемой оптимизацией средств федерального бюджета из 814,6 км автодорог федерального значения, находящихся в ведении "Росавтодора" и входящих в международный маршрут Европа-Западный Китай (на участке Канаш - Сагарчин), до 2024 года будет отремонтировано только 40,4 км.
Аудиторы также отметили, что нарушались строительные нормы: к примеру, в декабре на дорогу укладывали асфальт при температуре воздуха -3 градуса, хотя такие работы должны проводиться при температуре от 5 градусов выше нуля. Строительство первого пускового комплекса 0 этапа, а также 2-го, 4-го и 5-го этапов строительства М-12 шло при отсутствии разрешения на строительство. При строительстве 4-го и 8-го этапов М-12 были построены опоры моста, не предусмотренные проектной документацией, нарушалась последовательность сооружения фундамента опор.
Строительство большинства этапов М-12 опережает график. Однако это не всегда подтверждено документами (фактически готовые участки по документам еще не завершены).
Кроме того, в ходе проверки были выявлены отдельные нарушения, допущенные ГК "Автодор" при реализации мероприятий проекта на сумму 170 млн рублей. В связи с этим Счетная палата направила обращение в Генеральную прокуратуру.