"Один из распространенных видов заявлений, которые передаются в ФНС с помощью нотариусов, - о создании нового юридического лица или регистрации индивидуального предпринимателя, - рассказывают в ФНП. - Напомним, с лета 2021 года действует упрощенный порядок - и передача нотариусом соответствующего заявления в ФНС является обязательным действием при свидетельствовании на нем подлинности подписей учредителей. В 2022 году российские нотариусы удостоверили почти 91 тысячу таких подписей. Документы в тот же день направляются в регистрирующий орган в электронном виде. Просить об этом отдельно и оплачивать дополнительную услугу не нужно".
По словам экспертов, предприниматели могут значительно сэкономить время, поскольку им не приходится самим посещать налоговую службу, подыскивать для этого курьера или посредника. При обращении к нотариусу для решения вопросов, связанных с открытием своего дела, локация не важна. Можно прийти в любую нотариальную контору в любой точке страны. Нотариус подпишет документы своей усиленной квалифицированной электронной подписью и вышлет их по защищенным цифровым каналам в нужное подразделение налоговой службы.
Регистрация документов в налоговых органах занимает до трех рабочих дней. Готовые документы могут быть направлены на электронную почту заявителя либо нотариусу, который, при необходимости, переведет их в бумажный вид и выдаст на руки клиенту. Госпошлина при этом не взимается, оплачивается только само нотариальное действие.
Как рассказывают в Федеральной нотариальной палате, участие нотариуса особенно помогает, когда учредители юридического лица живут в разных городах. "Например, двое в Москве, а третий - в Красноярске, - продолжают эксперты. - В этом случае московский нотариус удостоверяет подлинность подписи участников, которые находятся в столице. Далее он передает заявление красноярскому нотариусу, который удостоверяет подлинность последнего участника и передает заявление в налоговую".
Еще пример: автосалоны, супермаркеты или ресторанные сети, которые открывают точки в разных городах страны. Куда, соответственно, необходимо передавать удостоверенные решения участников юридического лица.
"Потребность бизнеса в нотариальной помощи постоянно возрастает. А новые возможности нотариата, в том числе связанные с использованием информационных технологий, укрепляют правовую защиту бизнеса. Например, при обращении к нотариусу для решения вопросов, связанных с открытием своего дела, территориальное расположение бизнеса не играет важной роли", - прокомментировал председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Как подчеркивают эксперты, взаимоотношения между юридическими лицами и налоговой инспекцией могут практически полностью проходить через нотариуса. Когда участники ООО принимают те или иные решения на общем собрании, они могут получить поддержку нотариуса в режиме "одного окна". Нотариус совершает сразу три нотариальных действия: свидетельствует достоверность принятого решения и состав участников. А также удостоверяет подлинность подписи на заявлении о внесении соответствующих изменений в реестр и передает документы в электронном виде в налоговый орган.
"Учитывая положительные результаты подключения нотариата к юридической поддержке бизнеса, стоит подумать о расширении компетенций нотариусов именно в этой сфере. Например, звучало предложение возложить на нотариуса функции "корпоративного секретаря" в публичных компаниях и компаниях - естественных монополистах", - подвел итог глава Правления АЮР.