Мариупольский краеведческий музей продолжает спасать артефакты

Первое что увидел в городе - здание с расстрелянными сфинксами и покалеченными колоннами. Рядом разрушенная многоэтажка. Среди битого кирпича остатки мебели, детские игрушки, обгоревшие книги, на черных деревьях - одежда и обугленные вешалки-плечики. Что еще бросилось в глаза - мариупольский парк экстремальных развлечений, застывшее колесо обозрения, руины аттракционов. В первые же минуты знакомства мой собеседник, хранитель фонда Мариупольского краеведческого музея Андрей Латкин вдруг произнес: "Мы никак не можем привыкнуть к этому ощущению - будто герои фильма о жизни после апокалипсиса".
В Мариуполе хранились шедевры русских живописцев, в том числе Куинджи и Айвазовского. Сегодня они в Донецке.
В Мариуполе хранились шедевры русских живописцев, в том числе Куинджи и Айвазовского. Сегодня они в Донецке. / Максим Васюнов

Но самое ужасное - не сами руины. Ужаснее всего, что в пепел здесь пытались превратить историю людей, их город, их землю, всё, чем они жили.

Андрей Латкин родился на Урале, ребенком уехал с родителями на Донбасс, здесь увлекся археологией, а когда позволили возраст и образование - пришел на работу в краеведческий музей Мариуполя, которому служит уже более 30 лет. Когда в апреле на соседних улицах еще шли бои, Латкин первым из хранителей прорвался к родному музею. К тому, что от него осталось. "Спать потом не мог, после увиденного. Будто часть души отрезало".

В том, что музей будет восстановлен, никто в Мариуполе не сомневается

Заходим с Латкиным в музей - трехэтажное здание дореволюционной постройки. Кругом гарь и пепел, под ногами груды расплавленного метала, керамики, сверху льет дождь - с ним пытаются бороться, выставляя банки, ведра, ржавые чайники, но ничего не спасает. Через пару минут вода окончательно заливает мой объектив, телефон и фонарик, приходится то и дело протирать - без света здесь просто нечего делать. Вот луч выхватывает чугунную старинную лестницу с вензелями, она черная и все вокруг черное, по лестнице бежит вода, а вот в луче оказывается что-то похожее на древнюю телегу-тачанку, тоже прошедшую за последние месяцы огонь и воду. А вот свет натыкается на две кружки, вполне себе современного вида.

"Похоже, что это оставили "азовцы" (террористическая организация, запрещена в РФ), именно они были в музее и потом, как рассказывают местные жители, его подожгли", - говорит хранитель.

На Украине его внесли на сайт "Миротворец", несколько раз угрожали, в какой-то момент Андрей Латкин был вынужден уехать к родне в Набережные Челны, но вернулся.

Сегодня он также полон решимости и голову пеплом посыпать не собирается.

Мы проходим огромный зал, здесь раньше рассказывали о природе. "Вот здесь на стене висел бивень слона, но его украли". В следующем зале хранитель падает на колени и начинается рыться в груде оплавленных осколков. "Здесь стоял пифос, горшок такой для зерна, начало двадцатого века..."

За это время он уже нашел и восстановил сотни экспонатов. Нож эпохи бронзы, каменный топорик, булава в виде шара... Колесо арбы, на которой греки переезжали сюда из Крыма в XVIII веке. Или вот, например, глиняные горшки, некоторые из них не то что не сгорели, а даже не разбились, когда падали вместе с целым этажом вниз.

Но чего уже никогда, кажется, не раскопать - это грамоту Екатерины II, которую она пожаловала грекам, когда те переселились на побережье Азовского моря. И уже точно не воссоздать из пепла сгоревшее кресло митрополита Игнатия, который и привел сюда греков.

Всего в музее хранилось около 60 тысяч экспонатов, из них удалось спасти только 5%. В основном это книги - удивительно, что бумага оказалась самой крепкой на войне, обстрелы и страшный пожар пережила гимназическая библиотека, которую перевезли в открывшийся после революции музей. Часть коллекции после окончания боевых действий увезли в Донецк, остальное все еще ждет эвакуации.

Ждут своей судьбы и экспонаты, которые по разным причинам оказались во дворе музея, - полуторка времен Великой Отечественной войны с надписью на борту "За Победу!", пушки той же войны, каменные скифские бабы, бронзовые бюсты советских вождей... Последних свезли сюда еще при Украине, свезли, что называется, на задворки истории, но они вновь оказались в авангарде - в новых залах истории XX века их разместят одними из первых. В том, что музей будет восстановлен, никто в Мариуполе не сомневается.

И уже сейчас известно, что часть экспозиции будет посвящена современной истории Мариуполя, поэтому в последние месяцы сотрудники музея, в том числе хранитель Андрей Латкин, проводят дни не только на руинах музея, но и других государственных учреждений.

Кстати

В Мариупольском краеведческом музее, а также в одном из его филиалов - Художественном музее имени Архипа Куинджи - хранились шедевры русских живописцев. Некоторые удалось перед началом боевых действий спрятать в тайники, затем часть коллекции сотрудники музея хранили у себя дома. В том числе работы кисти Куинджи и Айвазовского. Сегодня они перевезены в краеведческий музей Донецка.