09.02.2023 23:14
    Поделиться

    Недовольны, но приходится: Как продавцы выбирают маркетплейсы

    Предприниматели недовольны российскими маркетплейсами, но им приходится с ними работать, чтобы продвигать товары. Это следует из исследования компании ORO, которое есть в распоряжении "Российской газеты".
    iStock

    В ORO провели 1875 интервью и увидели, что каждый третий продавец на маркетплейсах - новичок, который размещается на площадках менее года. При этом почти каждый селлер присутствует на нескольких маркетплейсах сразу. 19% опрошенных выходят на новые интернет-площадки из-за недостатков тех, с которыми уже работают. Основное недовольство вызывают условия обслуживания и логистика.

    Например, Wildberries ценят за объемы продаж и известность, но отмечают пробелы в обслуживании и отношении к себе. Эту площадку 93% опрошенных продавцов считают популярной у покупателей, 68% довольны оборотом товаров.

    Отток продавцов поможет Ozon нарастить долю на рынке. По данным исследования ORO, 9 из 10 продавцов считают, что Ozon подходит для продажи их товаров и любая позиция найдет своего покупателя. Продавцы эту площадку ценят за хорошее расположение ее логистических объектов, полезные инструменты аналитики, стабильную работу личного кабинета.

    При этом 70% опрошенных довольны расположением логистических объектов площадки, 64% высоко оценили полезность инструментов аналитики, а 66% предпринимателей отметили стабильность работы личного кабинета.

    Половина опрошенных продавцов маркетплейсов называют "Яндекс Маркет" перспективным партнером для бизнеса, а 70% планируют продолжать сотрудничество. 78% опрошенных ORO считают, что "Яндекс Маркет" хорошо подходит для продажи их ассортимента. 63% довольны соблюдением сроков выплат, а 54% высоко оценивают удобство и скорость обработки заказов.

    "СберМегаМаркет" пока не имеет устоявшегося имиджа, но вызывает интерес у бизнеса. Каждый третий продавец с других маркетплейсов планирует размещаться на этой площадке в будущем.

    Большинство опрошенных (71%) планирует и в дальнейшем растить бизнес за счет выхода на новые площадки. 55% продавцов рассчитывают, что маркетплейсы обеспечат им доступ к большему количеству потенциальных покупателей и принесут увеличение объема продаж, 18% надеются с их помощью расширить географию работы, а 10% собираются размещать на маркетплейсах новые категории товаров.

    "Привлечение и удержание продавцов с хорошим ассортиментом становится критически важным для успеха на рынке онлайн-торговли. Это значит, что теперь необходимо обеспечивать качественный клиентский опыт не только для покупателей, но и для предпринимателей", - отмечают авторы исследования.

    Комментарий

    Президент АКИТ Артем Соколов отмечает, что массовый приток на маркетплейсы начался после ряда февральских событий прошлого года, в том числе и закрытия соцсетей, где предприниматели вели свою деятельность. За 2022 год количество активных продавцов на разных площадках увеличилось в 2,5-3,5 раза. Сейчас число зарегистрированных селлеров приближается к миллиону и больше 80% из них - это малый бизнес, отмечает Соколов.

    "Выход на маркетплейс - это быстрый доступ к 70-миллионной аудитории покупателей по всей стране, без географических ограничений. Для раскрутки собственного сайта понадобится время и большие финансовые вложения для организации трафика. На маркетплейсах все это уже есть, фактически можно зарегистрироваться и начать продавать в тот же день. Кстати, большое количество товарных предложений и широкий ассортимент стимулирует и покупательскую активность - доля маркетплейсов в общем объеме интернет-продаж составляет сейчас 45%, годом ранее было всего 39%", - рассказал президент АКИТ.

    Несмотря на легкость выхода на онлайн-площадки, начинающие продавцы могут столкнуться с такими сложностями, как возвраты и потери товаров. Кроме того, продукция может не выдержать ценовой конкуренции или оказаться невостребованной.

    Для успешных продаж недостаточно правильно заполнить карточки товара и разместить релевантные изображения, уверен Соколов. "Когда продавец на площадке, не просчитав бизнес-модель, не ознакомившись с офертой, не определив своих конкурентов и их ценовую политику, нажимает кнопку согласен со всем, он ведет себя по инерции как обычный потребитель, очевидно полагая, что и защищать его будет закон о защите прав потребителей. Но здесь работает другое законодательство, где он - предприниматель", - предостерегает специалист.

    Правила, по которым в отрасли решаются конфликты, занесены в "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров". Они были приняты 7 июня 2022 года.

    "Поскольку стандарты - это динамический документ, при появлении новых кейсов с обеих сторон правила дополняются. Так, в прошлом году проблемным вопросом было применение штрафов и допначислений при изменении объемов хранения. Стандарты дополнили обязанностью площадки предоставлять детализированную информацию о штрафах, доплатах, корректировках и удержаниях и новым пунктом", - рассказал Соколов.

    Большинство возникающих проблем предпринимателям под силу решить самостоятельно, но если площадка не реагирует на запросы и спор остается неразрешенным, продавцы могут обратиться в Комиссию по созданию условий саморегулирования в электронной торговле, заключил президент АКИТ.

    Поделиться