Российские моторы для БЕЛАЗа превосходят лучшие западные образцы

Ближайшие два года должны стать для Беларуси и России знаковыми по выпуску инновационной продукции.
Ближайшие два года должны стать для Беларуси и России знаковыми по выпуску инновационной продукции. / Роман Щербенков
На белорусском автозаводе, известном во всем мире своими карьерными самосвалами и погрузчиками, идут испытания инновационной машины "БЕЛАЗ-75588" грузоподъемностью 90 тонн. Ее особенность - газотурбинный модуль КАДВИ мощностью 1200 лошадиных сил российской компании "Калужский двигатель".

Как пояснили на калужском предприятии, главный плюс агрегата - простота и эффективность в эксплуатации. Увеличен ресурс, разработана новая система запуска с воспламенением от газовых форсунок, установлена система автоматического управления. Газотурбинный мотор отлично работает на сжиженном природном газе вместо привычной солярки, надежно запускается в мороз и в жарком климате. Такую технику давно ждут на российском Севере, где много "голубого" топлива, а вот жидкое горючее приходится завозить издалека. Да и в глубоких карьерах загазованность меньше, а это уже большой экологический плюс. В конце минувшего года в Калуге побывал генеральный директор белорусского предприятия Сергей Никифорович, чтобы ознакомиться с подготовкой производства инновационных дизелей. После эксплуатационных испытаний новинки будут определены объемы поставок на нынешний и последующие годы.

Такие российские агрегаты сейчас особенно востребованы, поскольку из-за западных санкций европейские и американские поставщики приостановили поставки дизельных двигателей. Однако ситуация вполне управляемая.

В 2018 году был собран 240-тонный "БЕЛАЗ-75319" с российским мотором мощностью 2536 лошадиных сил

- БЕЛАЗ оказался в экстремальных условиях, когда в один момент компании перестали быть доступны более 1,5 тысячи узлов и комплектующих зарубежных производителей, - вспоминает недавнее прошлое заместитель генерального директора предприятия Алексей Грачев. - Но мы не только продолжили производство полной линейки продукции, но и значительно ее расширили, чтобы наши заказчики могли обеспечить все свои потребности в карьерной технике.

Так, в сегменте грузоподъемности 30-55 тонн БЕЛАЗ уже много лет применяет дизеля Ярославского моторного завода. А когда появилась потребность в более мощных моторах, была принята научно-техническая программа Союзного государства по их разработке. В соответствии с ней на санкт-петербургском заводе "Звезда" создали для БЕЛАЗа высокотехнологичный мотор. Коломенский завод "Трансмашхолдинг" с 1982 по 2006 год поставил в Беларусь около 400 двигателей для самосвалов грузоподъемностью 180 и 220 тонн. Недавно по соглашению с ОАО "БЕЛАЗ" в Коломне создан новый дизель-генератор для 220-тонных самосвалов. Он развивает мощность 1700 кВт и по основным техническим характеристикам соответствует передовым зарубежным аналогам.

У БЕЛАЗа есть также опыт сотрудничества с Уральским дизель-моторным заводом, выпускающим еще более мощные движки. В 2018 году в рамках эксперимента был собран 240-тонный "БЕЛАЗ-75319" с 12-цилиндровым V-образным дизелем ДМ-185 мощностью 2536 лошадиных сил. Что важно в условиях санкций, мотор состоит практически полностью из отечественных комплектующих и материалов и при большой мощности экономичнее в сравнении с иностранными аналогами.

- Уже в этом году мы представим 220-тонный "БЕЛАЗ" с двигателем коломенского завода, который после презентации отправится на эксплуатационные испытания, - подытоживает Алексей Грачев. - А опытный образец самосвала грузоподъемностью 240 тонн с двигателем УДМЗ проходит испытания в компании СУЭК.

Как видим, ставка делается на инновации. И это дает коммерческий результат. Вопреки санкциям, в минувшем году БЕЛАЗ реализовал продукции на рекордные миллиард долларов. И на нынешний год портфель заказов практически полностью сформирован. Так, четыре 220-тонных "БЕЛАЗа" уже поступили на Ковдорский ГОК и запущены в эксплуатацию, а в течение первого полугодия будут выпущены на линию еще шесть машин. Ранее там же запустили десять 136-тонных самосвалов. На карьере Междуреченский три 220-тонника получили имена знатных работников предприятия...

- Для создания свободных от импорта 130-тонных машин лучшие технические умы компании спроектировали самосвал с нестандартной схемой работы - гибридный "БЕЛАЗ-7513М", практически полностью состоящий из комплектующих белорусского и российского производства, - обрисовывает перспективу Алексей Грачев. - Такая техника пользуется повышенным спросом. И в целом 2023-2024 годы должны стать знаковыми по выпуску инновационной продукции. Одна из самых ожидаемых новинок - экскаватор с объемом ковша 12 кубометров. Он станет еще одним шагом к импортонезависимости горнодобывающей отрасли Союзного государства в условиях внешних ограничений.

В тему

В нынешнем году ОАО "БЕЛАЗ" отметит свое 75-летие. Сегодня автозавод занимает треть мирового рынка карьерной техники, выпускает самый мощный в мире карьерный самосвал.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться