Поделиться

    Выдержали ли проверку временем умные светофоры и остановки на Урале

    В число российских регионов, лидирующих по темпам цифровизации дорожно-транспортной инфраструктуры, вошла Свердловская область. Только за прошлый год на Среднем Урале установлено более 150 детекторов движения транспорта, которые позволяют оценивать трафик и плотность потока машин, и 26 умных светофоров, переключающих сигналы в зависимости от этих показателей.
    В Екатеринбурге 68 остановочных комплексов, оснащенных интерактивным цифровым модулем, и 70 - с электронным информационным табло. Но не все они работают.
    В Екатеринбурге 68 остановочных комплексов, оснащенных интерактивным цифровым модулем, и 70 - с электронным информационным табло. Но не все они работают. / Татьяна Андреева/РГ

    За последние годы муниципалитеты вложили сотни миллионов рублей в интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Но из десятков внедренных элементов дорожной инфраструктуры самые популярные - это, пожалуй, система умных светофоров и смарт-остановки общественного транспорта. Они стали наглядными символами преображения городской среды.

    Любопытно, что первый в России интеллектуальный остановочный комплекс был представлен десять лет назад именно в Екатеринбурге. Павильон на солнечных батареях со спутниковой системой навигации, мониторингом транспорта, кнопками вызова полиции и МЧС, платежным терминалом и даже контейнерами для раздельного сбора мусора вызвал тогда бурю эмоций. Но вот в жизни большинство опций оказалось невостребовано. Муниципалитеты предпочли более скромные, урезанные варианты, но даже при этом не все эксперименты прошли успешно. От чего пришлось отказаться и почему буксует развитие дорожного интеллекта, выяснял корреспондент "РГ".

    С планом по жизни

    Житель Первоуральска Михаил Домрачев уверен: транспортную систему родного города необходимо реформировать. Местные власти вроде бы не против, но к комплексному решению проблемы, видимо, не готовы.

    Несколько лет назад одна из московских компаний, специализирующихся на урбанистике, по соглашению с правительством Свердловской области, муниципальными властями и ведущим градостроительным предприятием создала концепцию развития Первоуральска. По официальной информации, расходы на разработку план-схемы превысили 70 миллионов рублей. Проект одобрили не только власти, но и горожане, и перестройка стартовала. По количеству новых светофоров, оснащенных таймерами обратного отчета, Первоуральск сейчас в числе региональных лидеров.

    Благодаря настройке светофоров удалось избавить от пробок одну из магистралей Первоуральска, зато на других улицах они выросли

    Благодаря настройке светофоров удалось избавить от пробок одну из ведущих транзитных улиц города. Вроде бы хорошо. Но Михаил с биноклем в руках отслеживал, насколько эффективно работает "зеленая волна", и заметил, что на других улицах пробки не просто сохранились - они выросли.

    - Тормозить рано. Любой интеллектуальной системе необходимо умное управление и комплексный подход. Как ни парадоксально, в нашем немаленьком и разбросанном городе, где действует два десятка автобусных маршрутов, нет даже единой схемы движения автобусов, чтобы человек мог сориентироваться в маршрутной паутине, не говоря уже об электронном отслеживании маршрутов, - излагает свое видение проблемы молодой человек.

    Активисты первоуральского сообщества "Умный город", куда входит и Домрачев, нарисовали и напечатали несколько экземпляров схемы движения общественного транспорта… будущего. На ней они представили горожанам послереформенную маршрутную сеть - именно ту, что была в разработанной москвичами план-схеме развития Первоуральска (в ней, к слову, предусмотрен даже трамвай).

    Следом же будет изготовлена карта существующей ныне транспортной схемы. Обе планируют разместить рядышком на остановках, чтобы горожане могли сравнить и поддержать перспективный проект. Вот только разрешат ли муниципальные чиновники развешивать схемы в публичных местах, пока не ясно.

    Подзарядка

    В небольшой Нижней Туре, где вообще всего один автобусный маршрут, подталкивать местные власти к монтажу умных остановок не пришлось. В 2018 году на "Иннопроме" администрация Нижнетуринского городского округа и компания "Мегафон" подписали соглашение о реализации проектов цифровизации транспорта. Начали с 16 умных остановок, где обеспечены возможности выхода в интернет, подзарядки телефонов, видеонаблюдения. Через пару лет добавили еще две - уже с обогревом.

    Реализовали проект с помощью лизинга. Этот финансовый инструмент позволил городу получить остановочные комплексы сразу, а расплатиться за них (требовалось более 15 миллионов рублей) в течение пяти лет. К тому же компания-оператор взяла на себя демонтаж старых остановок, строительство и подключение ко всем инженерным сетям новых, а также их обслуживание в течение пяти лет. По истечении этого срока, то есть в нынешнем году, умные комплексы перейдут в собственность города.

    - Все они живы-здоровы, телефон подзарядить можно. Wi-Fi, правда, слабо ловит, - рассказала "РГ" одна из местных жительниц. Хотя после небольшой заминки добавила: - Жаль, электронного табло нет: непонятно, сколько ждать автобуса. А ходит он нерегулярно. Но на опцию отслеживания власти решили не тратиться: маршрут-то один.

    Соглашение с телекоммуникационными компаниями - один из самых популярных в стране методов внедрения ИТС. Так создали сеть умных остановок в Нижнем Новгороде, Владимире, Кемерове. При явных плюсах (город получает готовый продукт, к тому же в первые годы у чиновников не болит голова об обслуживании объектов) есть серьезный минус: цены на умные системы по концессии кусаются. В том же Нижнем Новгороде стоимость одной остановки дошла до 4,8 миллиона рублей, тогда как средняя по стране немногим превышает два миллиона.

    Без огоньков

    Екатеринбург пошел другим путем. Об участии в проекте крупных частных инвесторов до сих пор не сообщалось, преобразования проводятся за счет бюджетов разных уровней. Так, в 2020 году из федеральной казны городу было выделено на внедрение транспортных мониторов, серверных мощностей и модификацию остановок 250 миллионов рублей. Именно на этот период пришелся пик изменений: умные остановки в Екатеринбурге появлялись десятками.

    За работоспособностью цифровых модулей следят специалисты Центра организации движения. А ремонтом занимается частная компания

    Как сообщили "РГ" в пресс-службе мэрии, сейчас в городе 68 остановочных комплексов, оснащенных интерактивным цифровым модулем, и 70 - с электронным информационным табло, показывающим время до прибытия трамвая, троллейбуса или автобуса. За прошлый год установлено 55 новых смарт-систем обоих типов. Сеть солидная, но горожане ворчат: непонятен принцип определения мест, где появится очередная транспортная инновация. К примеру, вот уже два года интерактивный модульный комплекс скучает у Каменных палаток, где останавливаются всего два автобусных маршрута. Зато неподалеку, за перекрестком, общественный транспорт идет потоком, но павильон не оснащен даже табло.

    Не меньше вопросов и раздражения у екатеринбуржцев вызывает и выход из строя уже установленных мониторов. Они месяцами могут стоять в ожидании ремонта. "Цифровые модули ремонтируются по мере возможности", - лаконично сообщили в администрации города. Неготовность муниципалитетов оперативно обслуживать умные цифровые системы на дорогах - ахиллесова пята не только Екатеринбурга. Видимо, чиновники до сих пор считают смарт-объекты экзотикой, хотя жители уверены - это уже неотъемлемая часть дорожно-транспортной инфраструктуры, на которой нельзя экономить.

    За работоспособностью цифровых модулей в Екатеринбурге следят специалисты отдела управления пассажирскими перевозками Центра организации движения. А вот ремонтом занимается частная компания. По открытым данным, в прошлом году был проведен аукцион на заключение договора на ремонт оборудования до конца 2024 года. Цена контракта - 8 миллионов рублей. Выиграл торги некий ИП, основной деятельностью которого является оптовая торговля электроприборами, а производство коммуникационного оборудования - дополнительная сфера.

    Между тем

    Цифровые технологии не стоят на месте. Пока города осваивают новации вчерашнего дня, обстановка в корне меняется. Так, светофоры, оснащенные таймерами обратного отсчета времени, не справляются с решением более интеллектуальных задач: когда время ожидания начала движения зависит от параметров транспортного потока, оно часто не укладывается в две цифры на табло - все чаще отсчет идет не на секунды, а на минуты. В таких случаях умный прибор, чтобы не зависнуть, просто отключает табло. В результате в часы пик на оживленных перекрестках нередко пропадает время ожидания "зеленого" для пешеходов.

    Поделиться