Авиаузел задуман архитекторами как компактное и цельное стойбище ненцев-оленеводов. Он принимает самые разные воздушные суда, в том числе пассажирские типа Boeing 737-800 и транспортные, например, Ан-124. Примечательно, что открытие аэропорта приурочили к двум историческим датам - 100-летию гражданской авиации и грядущему 50-летию газовой столицы страны, Нового Уренгоя.
Еще год назад, в самую ямальскую снеговерть - в феврале и марте тундру заметает и продувает - командировочные приземлялись в самом обычном для северной территории терминале - невысоком, нешироком, с фасадом размытого розового оттенка. Внутри здания все аскетично, пассажиропоток - 560 человек в час.
Но у города, который желает расти и развиваться, воздушные ворота должны быть другими, современными, удобными, комфортными, безопасными. Пять лет назад окружное правительство и управляющая компания "Аэропорты регионов" подписали 30-летнее соглашение о концессии. Оно стало первым в стране, коснувшимся преобразования аэропортовой инфраструктуры. На стройку потребовалось свыше 12 млрд рублей, из которых 7,5 предоставил ВЭБ.РФ, в том числе 3,7 - за счет льготного софинансирования Минвостокразвития России. По такому же принципу ранее на Ямале возвели Пуровский мост.
За каждым этапом проекта через увеличительное стекло наблюдали и соседние регионы. Еще бы: строители трудились фактически в "окнах" между рейсами без прекращения полетов из ветшающего терминала. Спустя два года новоуренгойский "чум", самый громадный, площадью почти в 20 тысяч "квадратов" благодаря дизайнерской смелости, самый заметный опять по той же причине и не отстающий от авиаузлов, презентованных в последние годы в других субъектах России, ожил и буквально засветился. Да, на аэропорт как будто накинули зеркальный плащ. Это специальный материал, отражающий солнечные лучи. При этом строение не выглядит как космический метеорит - оно вполне земное, обещающее тепло и уют. На этой идее как раз и держится концепт терминала авторства архитекторов зарубежного бюро.
Тепло отныне гарантируют привычные уже для большой земли, но еще редкие в северных городах инженерные решения в виде трех закрытых телетрапов. А бас-гейт - тоннель для автобусов - так вообще единственный подобный трансфер в зоне авиаузла во всей России. 12 стоек регистрации, пять выходов на посадку, комната для мамы и ребенка, эскалаторы, лифты, игровая зона, повсеместные места для отдыха, кафе, сувенирные лавки с изделиями традиционных промыслов северного народа, деликатесы… Мало того - смонтированные прямо в пол "драгоценные островки". Остановишься, присмотришься, а под прочным стеклом - подсвеченные камни и минералы. Несколько реплик про реконструированную взлетно-посадочную полосу: по длине она 2,5 тысячи метров, по ширине 46, с укрепленным покрытием на стоянках и перроне.
- У нас установлено самое лучшее и современное светосигнальное оборудование. Это значит, что закрыты и вопросы безопасности, во многом незаметные для пассажиров, - отметил губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.
Подчеркнем, на сегодняшний день уренгойская гавань считается уникальной как по архитектурному, так и по финансовому исполнению. Когда пассажиропоток превысит отметку в 1,45 миллиона перевезенных человек, инвестор пойдет на расширение проекта до международного уровня. Ожидание может продлиться недолго - в прошлом году этот аэропорт перешагнул планку в один миллион путешественников в год.