Ассоциация деревянного домостроения: Субсидии на внутренние перевозки могли бы снизить стоимость домов
Ввести субсидирование перевозок домокомплектов в другие регионы предлагает Ассоциация деревянного домостроения (АДД).
Правительство увеличило компенсации отечественным производителям затрат на транспортировку их продукции на экспорт. Максимальная компенсация расходов на транспортировку продукции лесопромышленного комплекса увеличена с 80% до 100%. Решение будет действовать для портов Северо-Западного федерального округа до июля нынешнего года.
В то же время нужно развивать не только экспорт, но и внутренний спрос, подчеркивают в АДД. Ассоциация предлагает ввести и субсидирование транспортных расходов на поставку комплектов деревянных домов и зданий, строительных деревянных конструкций заводского изготовления на удаленные от предприятий территории внутри России. В их числе могут быть и территории, реализующие проекты комплексного строительства, специальные адресные федеральные или региональные программы, программы по развитию сельских территорий и внутреннего туризма, районов Крайнего Севера и Арктики, Дальнего Востока.
Предлагается предоставлять субсидию при поставках на присоединенные территории без ограничений по расстоянию перевозки, для других регионов - при условии, что вблизи района строительства на расстоянии до тысячи километров отсутствуют действующие производства.
Сейчас внутренние перевозки в северные и отдаленные регионы (в Сибирь и на Дальний Восток) остаются запредельно дорогими, зачастую по стоимости сопоставимыми со стоимостью домокомплекта, отмечают в АДД. К примеру, железнодорожный контейнер в Норильск, вмещающий менее одной десятой домокомплекта, стоит около 2 млн рублей.
Субсидирование железнодорожных или автомобильных перевозок позволит деревянным домокомплектам конкурировать в Сибири и на Дальнем Востоке с традиционными стройматериалами. Особенно актуален вопрос субсидирования перевозок в районы Крайнего Севера, где деревянное домостроение может успешно решить нерешаемую долгое время задачу строительства жилья для привлечения кадров и расселения аварийных домов, отмечают в ассоциации. Здесь, во-первых, существенно ограничен срок строительства из классических материалов, тогда как деревянные дома можно строить круглогодично. Во-вторых, для деревянных многоэтажек, которые в 4-5 раз легче бетонных, не препятствие - вечная мерзлота и другие сложности с устройством фундамента. В-третьих, они энергоэффективны, а расходы на электроэнергию, отопление и другие ресурсы - болевая точка жителей северных территорий, подчеркивают в АДД. Первые деревянные многоэтажки в Вологодской области уже на старте отопительного сезона показали, что потребляют вдвое меньше энергии для отопления по сравнению со средним показателем по городу. Аналогичные классы энергоэффективности обеспечиваются также при строительстве по каркасно-панельной технологии.
Ассоциация направила предложение о субсидировании внутренних перевозок вице-премьеру Виктории Абрамченко и в Минпромторг.
Пока лесопромышленный комплекс находится в сложном положении, отмечают в АДД. В этом году лесозаготовители в Вологодской, Архангельской областях не делают больших запасов на весенне-летний период, говорит Вадим Большов из компании "Русская древесина". Предположительно, к началу мая начнет наблюдаться дефицит пиловочника, а значит и пиломатериалов, с повышением их стоимости, считает он. В Сибири уже начался рост стоимости пиломатериалов, пока незначительный, говорит Евгений Новицкий из "КЛМ-Арт" (Красноярск). "Заготовители крупные, хоть и поздно, но зашли в лес. Китайцы обещают, что начнут закуп, но пока только обещают. Если они начнут закупать, то пойдет рост цены. Дефицит может быть, если китайский рынок выйдет на уровень 2021 года".